Детский сад № 95

Фрунзенского района

 Санкт-Петербурга

 

группа "Звёздочка"

 Формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

 

Статья составлена Гореловой Юлией Владимировной, учителем-логопедом.

 

   Наиболее характерным для старшего дошкольного возраста является активное освоение ребенком речевых конструкций разного типа. Ребенок осваивает форму монолога. Его речь становится контекстной, независимой от наглядно-представленной ситуации общения. Параллельно с развитием связной речи происходит совершенствование грамматического строя, освоение смысловой стороны слова.

   На шестом году жизни в основном завершается освоение системы родного языка, однако многие единичные традиционные формы пока еще остаются не усвоенными, особенно у детей с общим недоразвитием речи.

   В совершенствовании формирования коммуникативных умений у детей с общим недоразвитием речи важную роль играет целенаправленное обучение, которое может осуществляться в игровой форме. В играх используются такие приемы: вопрос (проблемные вопросы почему? когда? А что если?…), распространение взрослым высказывания ребенка, обобщение взрослым начало фразы, образец по аналогии. Коммуникативную мотивацию задает предложение взрослого рассказать о чем-либо игрушке: Петрушке, утенке Кряке, кукле.

   Совершенствование в формировании у детей с общим недоразвитием речи навыков в самостоятельной коммуникативной деятельности, способность чувствовать и понимать другого человека способствуют игры-инсценировки и игры-драматизации по мотивам сказок и литературных произведений. Дети старшего дошкольного возраста охотно играют в русские народные сказки «Лиса, заяц и петух», «Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди», в сказку К.Чуковского «Муха-цокотуха». Нравятся им и сказки для малышей: «Волк и семеро козлят», «Репка», «Колобок». Дети заимствуют из сказок образные выражения, меткие слова, обороты речи.

В коррекционной работе по формированию коммуникативных умений у детей с общим недоразвитием речи большая работа уделяется словарной работе. Главное внимание уделяется накоплению и обогащению словаря на основе знаний и представлений из окружающей ребенка жизни, активному применению разных частей речи – не только существительных, но и глаголов, прилагательных, наречий. Уделяется внимание работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, многозначных слов, формируется умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.

   В процессе подготовки детей с общим недоразвитием речи к участию речевой ситуации используются такие игры:

Игра по развитию существительных, обозначающих «вещественные», единичные предметы.

«Разноцветный сундучок»

Сундучок, предметные картинки: яйцо, печенье, варенье, яблоко, полотенце и другие предметы, обозначенные существительными среднего и женского рода, по количеству игроков.

Ведущий ставит на стол сундучок с картинками. Предлагает игрокам вынимать картинки по одной, задает при этом вопрос: «Что это?», все по очереди отвечают на вопрос, что кому досталось. Если играющий ответил не правильно, то картинка возвращается в сундучок. Выигрывает тот, кто наберет больше картинок.

Игры по развитию на понимания глаголов, обозначающие действие.

«Что ты делаешь?» (Русская народная игра)

Взрослый назначает всем играющим работы: варить обед, печь хлеб, ремонтировать автомобиль, шить, вязать и т.д. Затем задает какую-нибудь общую работу, например, говорит: «Пеките все хлеб!» Все начинают имитировать действие и громко повторять: «Хлеб пеку, хлеб пеку». В это время ведущий неожиданно обращается к кому – нибудь с вопросом: «Что ты делаешь?» Спрошенный должен немедленно назвать назначенную лично ему работу, например: «Платье шью». Если же он ошибается и назовет общую («Хлеб пеку») или замнется, то меняется местами с ведущим.

«Кто как двигается»

Ведущий говорит: «Найдите на рисунке животных, которые одинаково двигаются, и назовите их движения.»

Все смотрят на картинку, находят животных, птиц, насекомых, которые одинаково двигаются, например «Лягушка и кузнечик прыгают, воробей и ласточка летают, сороконожка и змея ползают, дельфин и кит плавают, волк и лиса бегают, заяц и кенгуру скачут»

Ведущий просит рассказать, что делают эти животные. Что они могут еще делать?

Игроки составляют предложения типа: Кошка сидит. Черепаха ползает. Петух клюет зернышки. Бабочка летает. Крокодил плывет. Кошка может мяукать, лакать молоко. Черепаха умеет плавать, есть капусту. Петух может взлететь на забор. Крокодил может укусить. Бабочка может садиться на цветы.

Кто из игроков называет больше действий, тот и выигрывает.

Игра по развитию понимания словесной инструкции.

«Прятки»

Ведущий объясняет: «Сейчас я спрячу мишку, а вы по моей подсказке попытайтесь найти его, кто первый найдет, тот и выиграл».

«Подойти к окну», «Отодвинуть занавеску, взять на подоконнике ключ», «Закрыть занавеску, подойти к шкафу, открыть дверь ключом». В шкафу и спрятался мишка.

Игра по развитию понимания значений слов, обозначающих предметы, действия, признаки предметов, уточнения представления детей о названии предметов.

«Что вы видите вокруг?»

Ведущий называет предметы, и задает вопросы? «Как мы отличаем один предмет от другого?» Игроки должны ответить полным предложением.

(За столом сидят, занимаются, едят, на стуле сидят).

«Что значит слово ручка?» «Что ей делают?» ( Пишут ).

«У двери тоже есть ???» (Ручка).

«Почему эти предметы называют одним словом?» (Их держат руками).

«Что значит слово «ручка», обозначающая этот предмет?» Ведущий показывает ручку которой пишут. «А что обозначает теперь слово ручка?» Показывает на дверную ручку.

«Можете ли вы назвать слова, которые ничего не обозначают?» Послушайте стихотворение И.Токмаковой «Плим»

Ложка – это ложка.

Ложкой суп едят.

Кошка – это кошка.

У кошки семь котят.

Тряпка – это тряпка.

Тряпкой вытру стол.

Шапка – это шапка.

Оделся и пошел.

А я придумал слово.

Смешное слово – плим.

Я повторяю снова –

Плим, плим, плим.

Вот прыгает и скачет –

Плим, плим, плим.

И ничего не значит –

Плим, плим, плим.

Ведущий просит придумать такие слова, которые ничего не обозначают. (Трам –татам, ту-туру).

Игра по развитию понимания предложных конструкций.

«Закончи предложение»

Ведущий читает предложения, затем просит рассказать о том, что произошло дальше: «Мальчик сначала подошел к дому, а потом от него …(отошел). Утром ребята пошли в гости, а вечером… (ушли). Мальчик вошел в комнату, вскоре он … (вышел), В лесу слышатся голоса птиц. Кто поет в лесу? (Птицы), Петя идет за Сашей. Кто идет первый? (Саша).

Игра на развития связной монологической речи в предложениях, текстах.

«Больная белочка»

Каждый играющий должен индивидуально разложить картинки, чтобы потом придумать по ним рассказ. Серия из четырех картинок.

«День рождения»

Эта серия из пяти картинок, на каждой из которых много персонажей. Последовательность изображенных событий трудно улавливается, поэтому от ребенка требуется большое внимание и сосредоточенность.

Ведущий выставляет первую картинку и предлагает ребенку сказать, о ком будет рассказ, о каких персонажах.

Ребенок составляет рассказ по этой картинке.

Затем спрашивает ребенка: «А может ли быть у этого рассказа продолжение?»

Ведущий выставляет все картинки, но открывает их через одну, т.е. первую, третью и пятую. Ребенок составляет рассказ с опорой на эти картинки.

     В эти игры можно играть дома – с близкими ребенку людьми – мамой, папой, бабушкой, дедушкой!!

    Все игры будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое нарушение происходит своевременно.

 

Предматематическая подготовка детей дошкольного возраста. 

Статью составила воспитатель группы "Звездочка" Конакова Р.А.

 

  Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить, запомнить ребёнок в первые годы жизни. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день приносит ребёнку что-то новое, неизведанное; становится близким и понятным ранее недоступное.

  Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. На многие вопросы он находит ответ, идя путём проб и ошибок, постигая закономерности: в узкое отверстие нельзя втиснуть объёмный предмет; чтобы ёлочные гирлянды были одинаковыми, нужно нарезать равные полоски бумаги; угощая кукол чаем, надо перед каждой поставить чашку… и многое, многое другое.

  Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребёнок владеет суммой специальных действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т.д.), влияющих на восприятие и мышление.

  Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт может быть объёмным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло призван педагог, который не только знает, чему учить ребёнка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим.

  Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки.

  Предматематическая подготовка, осуществляемая в детском саду, является частью общей подготовки детей к школе и заключается в формировании у них элементарных математических представлений. Этот процесс связан со всеми сторонами воспитательно-образовательной работы ДОУ и направлен, прежде всего, на решение задач умственного воспитания и математического развития дошкольников. Отличительными его чертами являются общая развивающая направленность, связь с умственным, речевым развитием, игровой, бытовой, трудовой деятельностью.

  Приобретая математические представления, ребёнок получает необходимый чувственный опыт ориентировки в разнообразных свойствах предметов и отношений между ними, овладевает способами и приёмами познания, применяет сформированные в ходе обучения знания и навыки на практике. Это создаёт предпосылки для возникновения материалистического миропонимания, связывает обучение с окружающей жизнью, воспитывает положительные личностные черты. Существует 5 основных задач предматематической подготовки детей в ДОУ.

1.      Формирование системы элементарных математических представлений у дошкольников. С содержательной стороны наиболее важными в смысле формирования первичных простейших представлений являются такие фундаментальные математические понятия, как «множество», «отношение», «число», «величина».

2.      Формирование предпосылок математического мышления и отдельных логических структур, необходимых для овладения математикой в школе и общего умственного развития. Усвоение первоначальных математических представлений способствует совершенствованию познавательной деятельности ребёнка в целом и отдельных её сторон, процессов, операций, действий. Становление логических структур мышления – классификации, упорядочивания, понимание сохранения количества, массы объёма и т.д. выступает как важная самостоятельная особенность общего умственного и математического развития ребёнка-дошкольника.

Процесс формирования элементарных математических представлений строится с учётом уровня развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления дошкольника и имеет своей целью создание предпосылок для перехода к более абстрактным формам ориентировки в окружающем. Овладение различными практическими способами сравнения, группировки предметов по количеству, величине, форме, пространственному расположению фактически закладывает основы логического мышления.

3.      Формирование сенсорных процессов и способностей. В дошкольном возрасте осуществляется освоение сенсорных эталонов не только не перцептивном, но и на интеллектуальном уровне (Л. А. Венгер). Работа по освоению и применению детьми сенсорных эталонов в дошкольном возрасте только лишь начинается.

4.      Расширение словаря детей и совершенствование связной речи. Процесс формирования элементарных математических представлений предполагает планомерное усвоение и постепенное расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и связной речи.

Количественные отношения ребёнок отражает с помощью слов много, один, ни одного, столько, сколько, поровну, больше, меньше и т. д., которые осознаются в результате действий при сравнении отдельных предметов и их совокупностей. Заимствованные из речи окружающих слова-числительные наполняются смыслом и используются с определённой целью – узнать, сколько предметов. При счёте ребёнок учится на интуитивном уровне согласовывать числительное с существительным в роде, числе и падеже. Сравнение совокупностей предметов по количеству, а позже сравнение чисел требует построения и употребления довольно сложных речевых конструкций. В речевую форму облекаются не только результаты познавательной деятельности, но и её способы. От ребёнка требуют рассказать, что он сделал. Чем глубже осознаются математические связи, зависимости и отношения, тем более совершенные средства применяются для их отражения в речи.

  Предлоги, наречия, существительные, обозначающие пространственные отношения, становятся предметом особого внимания, осмысливаются, приобретают обобщённое значение в процессе обучения и. наконец, способствуют совершенствованию пространственной ориентации.

При формировании математических представлений речевое развитие происходит не изолированно, а во взаимосвязи с сенсорными и мыслительными процессами.

5.      Важную роль играет предматематическая подготовка и для становления начальных форм учебной деятельности. У детей вырабатываются умения слушать и слышать, действовать в соответствии с указаниями воспитателя, понимать и решать учебно-познавательные задачи определёнными способами, использовать по назначению дидактический материал, выражать в словесной форме способы и результаты собственных действий и действий своих товарищей, контролировать и оценивать их, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность и другие навыки и умения учебной деятельности. Ребёнок овладевает математическими представлениями в основном на занятиях, находясь в коллективе сверстников, тем самым расширяется сфера и опыт коллективных взаимоотношений между детьми. В процессе формирования математических представлений у дошкольников развиваются организованность, дисциплинированность, произвольность психических процессов и поведения, возникают активность и интерес к решению задач.

Первостепенное значение в обучении дошкольников математике имеет наглядность. Она отвечает психологическим особенностям детей, обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, создаёт внешнюю опору внутренних действий, совершаемых ребёнком во время учения, служит основой для развития понятийного мышления.

   Дошкольный возраст – это возраст, когда эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому первостепенное значение имеет индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющая создать ситуацию успеха для каждого ребёнка. Каждый ребёнок должен продвигаться вперёд своим темпом и с постоянным успехом! Он сам, окружающие его дети, воспитатели и родители должны быть твёрдо убеждены, что он – молодец, у него – получается, возникающие трудности – преодолимы. Без этого состояния, самоощущения невозможность формирование адекватной самооценки, уверенности в своих силах, что является, как известно, одной из главных характеристик свободной, творческой личности.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»