Детский сад № 95

Фрунзенского района

 Санкт-Петербурга

 

Нормативно-правовые документы по приему детей в ДОУ

Профиль  тяжелое нарушение речи
Ссылка на сайт группы

 https://vk.com/club79602819

Ссылка на ФГОС

 http://www.95frspb.caduk.ru/mmagic.html?page=/sveden/edustandarts.html

Нормативная наполняемость группы  16
Фактическая наполняемость группы  16

 

 Полянская Светлана Николаевна

Должность: учитель-логопед

Стаж: 25 лет

 

 Конакова Римма Алексеевна

Должность: воспитатель

Стаж: 18 лет

 

 Кузнецова Наталья Анатольевна

Должность: воспитатель

Стаж: 23 год


Потешки и рифмовки в работе с детьми с ОВЗ

                           

Статью составила воспитатель ГБДОУ д\с 95 Кузнецова Наталья Анатольевна 

 

   Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор.

  Особую роль в развитии детей дошкольного возраста играют потешки или рифмовки. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков. Потешки для развития речи ребенка очень важны, но их значение только этим не ограничивается. Они положительно действуют на интеллект, эмоции, на физическое и сенсорное развитие ребенка. Это очень помогает настроить детей на нужный лад, формировать позитивный настрой, доброжелательное отношение детей друг к другу и к педагогу.

   Стихи с движением позволяют совершать различные действия, развивая мелкую и крупную моторику. Это способствует физическому развитию малышей. Имитация слов потешек координирует движения детей, связь текста с моторикой развивает внимание.

    В своей работе я использую, регулярность повторений рифмовок и потешек при организации режимных моментов. Например, сборы на прогулку это сложный режимный момент. Дети только учатся использовать схемы-алгоритмы одевания и раздевания. Ориентироваться в этом деле опять помогают рифмовки: «Юбки, шортики снимаем и штанишки надеваем» Во многих потешках рассказывается о пользе умывания: «От простой воды и мыла у микробов тают силы», правильного поведения во время еды: «Булочку кусаю- кефиром запиваю», о том, что нужно заботиться о своём организме: «Глазки, ну-как, открывайтесь и водичкой умывайтесь. А теперь мы улыбнёмся, окончательно проснёмся».

    Использую ещё такие рифмовки как: «Видишь коврик у порога, он постелен не спроста, вытри ноги у порога, будет в группе чистота», которая учит деток уважать труд взрослого. С помощью потешек ребенок получает образец правильного поведения: нужно делиться с другими, не обижать маленьких, быть добрыми, отзывчивыми, дружить и приходить на помощь друзьям: «Здесь нельзя кусаться, драться! И нельзя ничем кидаться! Можно строить и творить и конечно, дружно жить!»

Потешки, рифмовки вызывают у детей доброжелательный смех, действуют на него сильней чем замечание, способствуют установлению эмоционального контакта между детьми.

   Регулярное использование потешек и рифмовок в работе с детьми с ОВЗ, как показала практика, повышает уровень развития творческого мышления, всесторонне развивает ребенка как личность, расширяет кругозор, а также способствует развитию и активизации речи, позволяет нам заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

 

 

 

 

Предматематическая подготовка детей дошкольного возраста. 

Статью составила воспитатель группы "Звездочка" Конакова Р.А.

 

     Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить, запомнить ребёнок в первые годы жизни. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день приносит ребёнку что-то новое, неизведанное; становится близким и понятным ранее недоступное.

     Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. На многие вопросы он находит ответ, идя путём проб и ошибок, постигая закономерности: в узкое отверстие нельзя втиснуть объёмный предмет; чтобы ёлочные гирлянды были одинаковыми, нужно нарезать равные полоски бумаги; угощая кукол чаем, надо перед каждой поставить чашку… и многое, многое другое.

     Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребёнок владеет суммой специальных действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т.д.), влияющих на восприятие и мышление.

     Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт может быть объёмным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло призван педагог, который не только знает, чему учить ребёнка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим.

     Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки.

     Предматематическая подготовка, осуществляемая в детском саду, является частью общей подготовки детей к школе и заключается в формировании у них элементарных математических представлений. Этот процесс связан со всеми сторонами воспитательно-образовательной работы ДОУ и направлен, прежде всего, на решение задач умственного воспитания и математического развития дошкольников. Отличительными его чертами являются общая развивающая направленность, связь с умственным, речевым развитием, игровой, бытовой, трудовой деятельностью.

     Приобретая математические представления, ребёнок получает необходимый чувственный опыт ориентировки в разнообразных свойствах предметов и отношений между ними, овладевает способами и приёмами познания, применяет сформированные в ходе обучения знания и навыки на практике. Это создаёт предпосылки для возникновения материалистического миропонимания, связывает обучение с окружающей жизнью, воспитывает положительные личностные черты.

Существует 5 основных задач предматематической подготовки детей в ДОУ.

1.      Формирование системы элементарных математических представлений у дошкольников. С содержательной стороны наиболее важными в смысле формирования первичных простейших представлений являются такие фундаментальные математические понятия, как «множество», «отношение», «число», «величина».

2.      Формирование предпосылок математического мышления и отдельных логических структур, необходимых для овладения математикой в школе и общего умственного развития. Усвоение первоначальных математических представлений способствует совершенствованию познавательной деятельности ребёнка в целом и отдельных её сторон, процессов, операций, действий. Становление логических структур мышления – классификации, упорядочивания, понимание сохранения количества, массы объёма и т.д. выступает как важная самостоятельная особенность общего умственного и математического развития ребёнка-дошкольника.

     Процесс формирования элементарных математических представлений строится с учётом уровня развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления дошкольника и имеет своей целью создание предпосылок для перехода к более абстрактным формам ориентировки в окружающем. Овладение различными практическими способами сравнения, группировки предметов по количеству, величине, форме, пространственному расположению фактически закладывает основы логического мышления.

3.      Формирование сенсорных процессов и способностей. В дошкольном возрасте осуществляется освоение сенсорных эталонов не только не перцептивном, но и на интеллектуальном уровне (Л. А. Венгер). Работа по освоению и применению детьми сенсорных эталонов в дошкольном возрасте только лишь начинается.

4.      Расширение словаря детей и совершенствование связной речи. Процесс формирования элементарных математических представлений предполагает планомерное усвоение и постепенное расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и связной речи.

      Количественные отношения ребёнок отражает с помощью слов много, один, ни одного, столько, сколько, поровну, больше, меньше и т. д., которые осознаются в результате действий при сравнении отдельных предметов и их совокупностей. Заимствованные из речи окружающих слова-числительные наполняются смыслом и используются с определённой целью – узнать, сколько предметов. При счёте ребёнок учится на интуитивном уровне согласовывать числительное с существительным в роде, числе и падеже. Сравнение совокупностей предметов по количеству, а позже сравнение чисел требует построения и употребления довольно сложных речевых конструкций. В речевую форму облекаются не только результаты познавательной деятельности, но и её способы. От ребёнка требуют рассказать, что он сделал. Чем глубже осознаются математические связи, зависимости и отношения, тем более совершенные средства применяются для их отражения в речи.

    Предлоги, наречия, существительные, обозначающие пространственные отношения, становятся предметом особого внимания, осмысливаются, приобретают обобщённое значение в процессе обучения и. наконец, способствуют совершенствованию пространственной ориентации.

При формировании математических представлений речевое развитие происходит не изолированно, а во взаимосвязи с сенсорными и мыслительными процессами.

5.      Важную роль играет предматематическая подготовка и для становления начальных форм учебной деятельности. У детей вырабатываются умения слушать и слышать, действовать в соответствии с указаниями воспитателя, понимать и решать учебно-познавательные задачи определёнными способами, использовать по назначению дидактический материал, выражать в словесной форме способы и результаты собственных действий и действий своих товарищей, контролировать и оценивать их, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность и другие навыки и умения учебной деятельности. Ребёнок овладевает математическими представлениями в основном на занятиях, находясь в коллективе сверстников, тем самым расширяется сфера и опыт коллективных взаимоотношений между детьми. В процессе формирования математических представлений у дошкольников развиваются организованность, дисциплинированность, произвольность психических процессов и поведения, возникают активность и интерес к решению задач.

Первостепенное значение в обучении дошкольников математике имеет наглядность. Она отвечает психологическим особенностям детей, обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, создаёт внешнюю опору внутренних действий, совершаемых ребёнком во время учения, служит основой для развития понятийного мышления.

      Дошкольный возраст – это возраст, когда эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому первостепенное значение имеет индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющая создать ситуацию успеха для каждого ребёнка. Каждый ребёнок должен продвигаться вперёд своим темпом и с постоянным успехом! Он сам, окружающие его дети, воспитатели и родители должны быть твёрдо убеждены, что он – молодец, у него – получается, возникающие трудности – преодолимы. Без этого состояния, самоощущения невозможность формирование адекватной самооценки, уверенности в своих силах, что является, как известно, одной из главных характеристик свободной, творческой личности.

Дата последнего обновления страницы 09.02.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения