Детский сад № 95

Фрунзенского района

 Санкт-Петербурга

 

Психолого-педагогическое сопровождение работы с одаренными воспитанниками

Представляем вашему вниманию проект психолого-педагогического сопровождения одаренного ребенка «Дар» в системе предшкольного образования.

 

  Актуальность: Проблема одаренности, в настоящее время, становится все более актуальной во всем цивилизованном мире. Социально - экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. На сегодняшний день по результатам 4 Всероссийской конференции «Психология в образовании», которая проходила в Москве в декабре 2009, одаренных детей рождается в 100 раз больше, чем в 80-е годы ( было 0,02 % детей, стало 0,2%). В 1975 г. был создан Всемирный совет по таланту и одаренности детей, который регулярно организует международные конференции. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.

  Проблема одаренных детей может рассматриваться в двух аспектах: в педагогическом и общегосударственном. Первый аспект связан с тем, что неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности к нестандартному поведению.

  Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

  Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.  

  На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности это всегда результат сложного взаимодействия наследственности и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Детский возраст период становления способностей и личности.

  В специальной литературе чаще всего выделяют несколько категорий детей, которых обычно и называют одаренными:

• В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

• В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.

• В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.

• В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность.

   Каждый вид одаренности предполагает одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности. Например, музыкальная одаренность обеспечивается всеми уровнями психической организации, при этом на первый план могут выходить либо сенсомоторные качества (и тогда мы говорим о виртуозе), либо эмоционально-экспрессивные (и тогда мы говорим о редкой музыкальности, выразительности и т.д.).

   Учитывая вышесказанное, мы обозначили следующую проблему:

   Проблема. Одаренный ребенок требует к себе особого отношения со стороны окружающих его взрослых. Поэтому перед родителями таких детей, перед педагогами и психологами стоит непростая задача: распознать явные и скрытые таланты детей, и помочь реализовать их, не причинив при этом ущерба здоровью ребенка. Разработанную проектную работу можно использовать в дошкольных учреждениях с детьми с 5-ти лет.

  Цель проекта – создать условия для гармоничного развития личности ребенка, с учетом возрастных особенностей и создание комфортного психологического климата в процессе развития.

  Задачи

1. Разработка системы выявления и сопровождения одаренности дошкольников

2. Формирование образовательной среды, создающей условия для развития и применения способностей дошкольника.

3. Применение современных образовательных технологий в организации работы с одаренными детьми.

4. Организация пространственно – предметного и социального компонентов развивающей образовательной среды.

  Результатом реализации Проекта Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка «Дар» является развитие формирования интегративной готовности дошкольника к обучению к школе при сохранении его индивидуальности и укреплении его здоровья. А так же способствует становлению гармоничной личности одаренного ребенка в условиях современного общества.

  Основные психолого-педагогические направления реализации проекта: работа с детьми, работа с кадрами, работа с семьей. 

В рамках проекта разработали:

1. Индивидуальные консультации для родителей на темы: «Особенности личности одаренного ребенка», «Во что играть с одаренным ребенком».

2. Тренинг с родителями «Я – ребенок», направленный на раскрытие внутреннего «Я» и изменение родительских установок.

3. Программа совместных занятий для детей и родителей «Мы вместе», направленная на развитие детско-родительских отношений, путем совместной деятельности и формирования комфортных условий для личностного роста детей с речевыми нарушениями.

 

План мероприятий в ГБДОУ №95 по проекту ДАР

 

1.     Социометрический опрос по посещению кружков дополнительного образования.

2.     Предоставлять возможность детям детского сада участвовать в мероприятиях разного уровня, направленные на выявление талантливых детей. ( вовремя информировать педагогов о проведении разнообразных конкурсов, фестивалей, викторин, олимпиад и тд)

3.     В рамках детского сада провести Фестиваль успеха «Звездный хоровод». В рамках которого,  каждый ребенок может проявить свои способности, презентовать достижения и почувствовать себя успешным.

Цель фестиваля - выявление и развитие способностей и талантов воспитанников дошкольных учреждений, формирование успешности детей в период дошкольного детства, а также поощрение творчески работающих педагогов.

Фестиваль проходит в течении всего года:

Мероприятие

месяц

1

Выставка работ оригами

ноябрь

2

Лучшая новогодняя игрушка

декабрь

3

Шахматно-шашечный турнир

январь

4

Вернисаж лучших художников сада!

февраль

5

Участие в Международном фестивале экологических сказок

конец марта

6

Творческие отчетные концерты старших-подготовительных групп

В течении мая

7

Гала-концерт талантов  «Звезды Санкт-Петербурга»

К дню города

26 мая пятница

 

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»