Детский сад № 95

Фрунзенского района

 Санкт-Петербурга

 

Физкультурная страничка

 

 

Гимнастика и зарядка дома

статью составила инструктор физической культуры, Ковалёва Н.С.

 

   Гимнастика или зарядка – одна из наиболее распространенных форм применения физкультуры, состоящая из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки. Зарядка тонизирует организм, повышая основные процессы жизнедеятельности – кровообращение, обмен веществ, дыхание. При периодических занятиях улучшается сон, аппетит, повышается трудоспособность. Это прекрасное средство укрепления здоровья полезно всем – и пожилым людям и детям. А подбирать упражнения нужно с учетом возраста, состояния здоровья, подготовленности.

   Зарядка в идеале должна проводиться на свежем воздухе и сочетаться с легкой пробежкой, но если такой возможности нет, то помещение должно быть хорошо проветриваемым. Для занятий необходимо подобрать одежду, не сковывающую движений. При наличии определенных проблем со здоровьем можно и даже нужно вводить в свой комплекс утренних упражнений и некоторые упражнения лечебной физкультуры.

   Она подразделяется на общую и специальную. Общая оказывает общеукрепляющее воздействие на организм, а специальная воздействует на определенный орган. В первую очередь лечебная физкультура используется при заболеваниях и травмах костей и мышечного аппарата, это искривления позвоночника, последствия переломов костей, а также при остеохондрозе, сердечно-сосудистых и легочных заболеваниях, при ожирении и заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

   Необходимо подобрать комплекс упражнений, подходящий именно вам и регулярно заниматься, а результаты не заставят себя ждать. После гимнастики рекомендуются водные процедуры – влажное обтирание, душ. При выполнении упражнений необходимо следить за дыханием и самочувствием, интенсивные упражнения сочетать со спокойными, нормализующими дыхание. Главное, чтобы, как и при любом другом занятии, чтобы гимнастика доставляла вам и вашему ребенку удовольствие.

   Пусть утренняя зарядка не носит принудительный характер для малыша, разнообразьте движения, превратите гимнастику в игру, только вы знаете, что любит ваш ребенок и как его увлечь. И будьте всегда рядом с ребенком, выполняйте все упражнения вместе с ним, это сблизит вас еще больше, да и принесет уйму пользы для вашего здоровья.

 

Общие правила для домашней зарядки

Утренняя зарядка не может полноценно заменить подвижные игры или специальные физические упражнения

Одежда для зарядки не должна стеснять движения

Во время занятий предложите ребёнку сначала, например, сделать одно упражнение для рук и плечевого пояса, затем 2 – 3 упражнения для туловища и 2 – 3 упражнения для ног. 

Заканчивать гимнастику лучше всего спокойной ходьбой

Продолжительность занятий с младшими детьми должна составлять около 5 минут, а со старшими детьми около 8 минут.

Не следует включать в домашнюю зарядку упражнения, требующие от ребёнка напряжённого внимания.

Занятия должны иметь определённую последовательность. Первые упражнения не должны требовать большие затраты сил, а последующие можно выполнять с большей нагрузкой. 

Упражнения, вовлекающие большие группы мышц требуют меньшего количества повторений.

Если ребёнок теряет интерес к каким-то упражнениям, постарайтесь их заменить.

 

 

  Здоровый ребенок – это счастье родителей

 статью составила инструктор физической культуры, Ковалёва Н.С.

 

    К сожалению, таким он не может стать сам. С ребенком необходимо заниматься.

Ранний возраст – важный период в формировании личности, период, когда закладываются основы физического здоровья. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Очень важно вовремя научить малыша правильно ходить, бегать, прыгать, ползать, действовать с различными предметами, владеть кистями и пальцами рук, выполнять движения в соответствии с текстом, управлять мышечным напряжением.

Движение – основа восприятия и переработки информации об окружающем мире. Именно в процессе движения, сопровождаемого словами, песенками, прибаутками, музыкой, решаются задачи речевого развития ребенка:

-прогрессирует понимание речи;

-обогащается активный словарь;

-начинается фразообразование;

-усложняется наглядно-действенное мышление;

-естественно происходит развитие мышечной системы и двигательных навыков;

-формируется эмоционально-волевая сфера.

   Уровень сформированности двигательных навыков ребенка раннего возраста является показателем нормального или патологического развития.

   Утренняя зарядка способствует активному переходу от сна к бодрствованию. Она позволяет сохранить бодрость и работоспособность в течение всего дня. Недаром говорят: «Зарядку делай каждый день – пройдут усталость, вялость, лень!». Наконец, утренняя зарядка – это первый шаг на пути к спорту.

   Утренняя зарядка – самый доступный для всех вид физической культуры. Ёе можно делать самостоятельно, однако занятия физическими упражнениями в коллективе, с родителями, всей семьей проходят интереснее, веселее, продуктивнее.

 

«Мне надо много двигаться»

    Поддерживайте ребенка в его стремлении быть активным и создавайте условия для этого. Именно движения делают ребенка выносливым, ловким, сообразительным.

    Сколько должен двигаться здоровый ребенок в течение дня? Двигательная активность зависит от индивидуальных особенностей. Дети со средней активностью, как правило не вызывают у родителей тревоги: поведение у них уравновешенно, они не переутомляются, такой ребенок бегает, прыгает столько, сколько может.

     Другое дело – дети с повышенной активностью. Они не уравновешенны, не могут регулировать свое поведение, быстро переутомляются, не склонны к выполнению упражнений, требующих  точности, координации. Ни в коем случае резко не прекращайте двигательную активность ребенка. Переход должен быть постепенным.

    Малоактивные не склонны много бегать, предпочитают играть в песочнице, что вполне устраивает родителей. Однако, надо знать, что у таких детей медленнее формируются двигательные навыки. Им не хватает ловкости, выносливости, они избегают подвижных игр со сверстниками.

Как сделать, чтобы ребенок хотел двигаться? Эту задачу поможет решить совместная деятельность детей и взрослых (предложите догнать вас). Хорошо активизируют действия малыша игрушки (мяч). Не теряйте времени, приступайте к обучению ребенка основным движениям. Прежде всего - создайте условия! В распоряжении малыша должны быть разнообразные игрушки, пособия (каталки, машинки, ящики и коробки, дорожки из клеенки, надувные бревна, мячи...).

    Движение требует пространства. Выделите в комнате место, где малыш может свободно двигаться.

Необходимо также проводить специальные занятия, привлекать ребенка к участию в подвижных играх, делать с ним утреннюю гимнастику.

 

Каким видом спорта можно  заниматься зимой?

    Отдельные элементы спортивных занятий лучше всего осваивать с родителями. Гуляя с ребенком, дайте ему возможность свободно бегать и прыгать. Прогулки сочетайте с занятиями сезонными видами спорта.

Всем детям доступна ходьба на лыжах (по ровной местности, а также скатывание с небольших отлогих пригорков). При спуске ребенок скользит одновременно на обеих лыжах, ноги слегка согнуты в коленях, руки с палками одновременно выносятся вперед.

   К 4 годам ребенка можно научить надевать и снимать лыжи. Продолжительность лыжных прогулок вначале 20 мин, а затем ребенок немного освоится, они могут длиться 40-50 мин.

   На прогулках можно использовать «буксировку» (малыш стоит на лыжах, а родители – папа и мама – тянут его за палки или веревку, изображая паровоз с вагонами или буксир с баржей).

   Катание на санках – самое доступное веселое развлечение, доступный вид физкультуры. Поднимаясь с санками на горку, ребенок совершает значительную мышечную работу, само катание доставляет удовольствие.

   Мощным фактором закаливания является и средством физического воспитания является плавание. Если ваш ребенок не посещал раньше бассейн в поликлинике (лозунг воспитания детей сейчас – «плавать раньше, чем ходить»), то можно обучать детей плаванию уже с 4-го года жизни. У детей с риском нарушения осанки предпочтительнее стиль «брасс».

 

Каким видом спорта можно заниматься летом?

      Отдельные элементы спортивных занятий лучше всего осваивать с родителями.

Летом можно учить ребенка катанию на роликовых коньках на асфальтированной дорожке (с 5 лет!). При этом необходимо защитить голову ребенка шлемом, а локтевые и коленные суставы – специальными защитными накладками.

   Велосипед способствует укреплению мышц, тренировке равновесия, совершенствованию координации движений, воспитывает смелость, решительность. С 4 лет можно учить ребенка езде на велосипеде.

Как определить, соответствует ли велосипед росту ребенка?

     Для ребенка 4 – 5 лет расстояние от сиденья до опущенной вниз педали, расстояние от руля до сидения по вертикали не должно быть больше 18 см.

    Обучая детей катанию на велосипеде, необходимо воспитывать у них внимание  и дисциплинированность при езде, знакомить с правилами дорожного движения. Важно следить за правильностью посадки на велосипеде и осанкой. Для профилактики нарушений осанки рекомендуется устраивать перерывы в катании, во время которых малышу целесообразно заняться подвижными играми.

     Детям с нарушениями осанки длительное катание на велосипеде не рекомендуется, равно как и детям с высоким риском сколиоза.

 

Игра есть потребность растущего детского организма

статью составила инструктор физической культуры, Ковалёва Н.С.

 

«В игре развиваются физические силы ребёнка,

твёрже делается рука, гибче тело, вернее глаз,

                                                                       развиваются сообразительность, находчивость, инициатива.
                                                                          В игре вырабатываются у ребят организационные навыки,
                                                                    развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства…»
                                                                                                                                 Н.К.Крупская

    Игра – основной вид деятельности ребёнка.
Физическое воспитание для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать и быть полезным для общества человеком.
   Дошкольный возраст - короткий, но важный период становления личности ребенка, когда он усиленно растет, развивается. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
  Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
  В настоящее время, состояние физического развития детей катастрофически ухудшается. У многих детей отмечаются нарушения в строении опорно-двигательного аппарата, различные неврологические заболевания в раннем периоде жизни и их дальнейшие последствия, нарушения слуха, зрения и речи различной степени сложности. В связи с этим у детей часто наблюдаются быстрая утомляемость, неустойчивое внимание на занятиях разными видами деятельности, в том числе и по физическому воспитанию.
Подвижные игры - наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи.
  Как средство физического воспитания, этот вид деятельности имеет большое значение, так как в процесс игры включаются основные виды движений: ходьба, бег, прыжки, метание, лазание и некоторые специальные движения для укрепления и развития отдельных групп мышц. При проведении подвижных игр решается целый комплекс задач: воспитательных, обучающих, оздоровительных, коррекционных.
  Основной отличительной особенностью игры является то, что она всегда проходит на высоком эмоциональном уровне, оказывая при этом положительное влияние на психическое состояние и развитие личности ребенка, его моральных качеств: смелость, решительность, честность, чувство взаимовыручки, коллективизм.
  Игра - естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка - неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. Дети придумывают к ней варианты игры, новые правила, что дает свои плюсы для развития воображения.
Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм. Уменьшается и количество открытых мест для игр. Родители и педагоги все более и более обеспокоены, где и когда можно предоставить детям возможность активно и творчески поиграть. А чтобы поддержать интерес детей к таким играм, они должны их узнать, и наша задача помочь им в этом.
  Физкультура в детском саду - это игра. Пять минут на разминочное упражнение и наши дети уже играю

рассеивается внимание, терпения хватает ненадолго.
  Особенно важно вызывать интерес в начале игры, чтобы придать целенаправленность игровым действиям. Например, интригующий вопрос к малышам: «Хотите быть лётчиками? Бегите на аэродром!..».
Для повышения интереса детей к игре можно использовать маски и различные атрибуты. Огромный эффект имеет обыгрывание атрибутов. Например, я надеваю маску: «Смотрите, какой косолапый мишка пришёл к вам играть...», или: «Сейчас я кому-нибудь надену шапочку, и у нас будет зайчик...», или «Угадайте, кто прячется за моей спиной?» - говорю, пряча звучащую игрушку. У детей старшего возраста такими приёмами выступают стихи, песенки, загадки на тему игры.
  В подвижных играх дети не просто бегают, а догоняют кого-то или спасаются от ловящего; не просто прыгают, а изображают зайчиков или воробушков и т. д. Они играют, а в процессе игры у них тренируются, укрепляются те или иные группы мышц. Игра ставит ребёнка в такое положение, когда его ум работает живо, энергично, чувства напряжены, действия организованны.
  Подвижные игры способствуют воспитанию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, развитию положительных чувств.
  Ребёнок должен чувствовать себя в обществе сверстников как равный среди равных. Активные действия в игре помогают детям устранить неуверенность в своих силах, застенчивость, преодолеть робость, занять должное место в коллективе. 
  Подвижные игры способствуют развитию движений детей.
Участие детей в подвижных играх не только укрепляет двигательный аппарат, но и в большой мере способствует нервно-психическому развитию ребенка.
  В игре ребенок обучается действовать в ситуации, которая требует познания, а не только непосредственно переживается. Действие в придуманной ситуации приводит к тому, что ребенок учится управлять не только восприятием предмета или реальных обстоятельств, а и смыслом ситуации, ее значением. Возникает новое качество отношения человека к миру: ребенок уже видит окружающую действительность, что не только имеет разнообразную окраску, многообразие форм, но и знание и смысл.
  Случайный предмет, который ребенок раздваивает на конкретную вещь и ее воображаемое значение, воображаемую функцию становится символом. Ребенок может любой предмет пересоздать на что угодно, он становится первым материалом для воображения. Дошкольнику очень трудно оторвать свою мысль от вещи, поэтому он должен иметь опору в другой вещи, для того, чтобы вообразить себе коня, ему необходимо найти палку, как точку опоры.

  В этом символизирующем действии происходит взаимное проникновение, переживание и фантазия. Сознательность ребенка отделяет образ реальной палочки, которая требует реальных действий с ней. Однако мотивация игрового действия это совсем независимо от объективного результата. Главный мотив классической игры лежит не в результате действия, а в самом процессе, в действии, которое приносит ребенку наслаждение. Палочка имеет определенное значение, которое в новом действии приобретает для ребенка нового, особенного игрового содержания. Детская фантазия рождается в игре, которая стимулирует этот творческий путь, создание собственной особенной реальности, своего жизненного мира.
Игра - отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что он не настоящий летчик, но чувствует себя отважным пилотом, который гордо летит на самолёте. Очень любят дети всех возрастов игру «Автомобили», когда ребенок осмысливает, что он едет на машине, держа в руках круг. 
  Не в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.
  В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих тцелях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

  Для детей подвижные игры лучше проводить с речевым сопровождением, то есть при проговаривании различных стихотворных текстов.
  Для большего интереса и эмоционального настроя на игру - можно использовать маски. А ещё дети очень любят маски, которые они изготавливают вместе со взрослыми.

  Таким образом, подвижные игры можно воспринимать как повседневную детскую забаву, удовлетворяющую потребность организма в движениях, совместной деятельности и радостных эмоциях, а можно рассматривать как педагогическое средство не только физического, но и социального развития дошкольников. 
Подвижная игра - незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых и физических качеств.
Следует помнить, что неудачи порождают чувство неуверенности. Поэтому надо стараться так, чтобы ребёнок чаще побеждал, чем терпел поражения.
  Надо учить детей владеть эмоциями при поражении и победе, воспитывать взаимопомощь.
В подвижных играх сверстники вступают в сложные взаимоотношения, в которых переплетены моменты взаимной поддержки и соревнования. При этом, с одной стороны, ребёнок хочет «быть как все», а с другой - «лучше, чем все». Стремление «быть» как развитие детей, потребность в признании «быть лучше, чем все» проявляется в желании выиграть.
  В своём стремлении выиграть дети сталкиваются с трудностями и неудачами. Это приводит к разочарованию, вызывает отрицательные эмоции. Поэтому надо проводить с детьми беседу на тему «Сегодня - побеждённый, завтра - победитель». Цель таких беседы - подвести детей к выводу: «Невозможно победить, не рискуя проиграть!». Рассказывать о спортсменах и знаменитых людях, которые, прежде чем прославиться, испытали горечь поражений.
  Успехи дошкольников в подвижных играх имеют для них большое значение. Надо стараться проводить игры живо, весело, так, чтобы дети чувствовали, что с ними по-настоящему играют, радуются их успехам, огорчаются с ними в случае неудачи. Очень важно, чтобы игры жили в каждой семье и вызывали у детей желание играть.оварищей и свои собственные. Наша задача состоит в том, чтобы сосрецелях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

  Для детей подвижные игры лучше проводить с речевым сопровождением, то есть при проговаривании различных стихотворных текстов.
Для большего интереса и эмоционального настроя на игру - можно использовать маски. А ещё дети очень любят маски, которые они изготавливают вместе со взрослыми.
  Таким образом, подвижные игры можно воспринимать как повседневную детскую забаву, удовлетворяющую потребность организма в движениях, совместной деятельности и радостных эмоциях, а можно рассматривать как педагогическое средство не только физического, но и социального развития дошкольников. 
Подвижная игра - незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых и физических качеств.
Следует помнить, что неудачи порождают чувство неуверенности. Поэтому надо стараться так, чтобы ребёнок чаще побеждал, чем терпел поражения.
  Надо учить детей владеть эмоциями при поражении и победе, воспитывать взаимопомощь.
В подвижных играх сверстники вступают в сложные взаимоотношения, в которых переплетены моменты взаимной поддержки и соревнования. При этом, с одной стороны, ребёнок хочет «быть как все», а с другой - «лучше, чем все». Стремление «быть» как развитие детей, потребность в признании «быть лучше, чем все» проявляется в желании выиграть.
В своём стремлении выиграть дети сталкиваются с трудностями и неудачами. Это приводит к разочарованию, вызывает отрицательные эмоции. Поэтому надо проводить с детьми беседу на тему «Сегодня - побеждённый, завтра - победитель». Цель таких беседы - подвести детей к выводу: «Невозможно победить, не рискуя проиграть!». Рассказывать о спортсменах и знаменитых людях, которые, прежде чем прославиться, испытали горечь поражений.
  Успехи дошкольников в подвижных играх имеют для них большое значение. Надо стараться проводить игры живо, весело, так, чтобы дети чувствовали, что с ними по-настоящему играют, радуются их успехам, огорчаются с ними в случае неудачи. Очень важно, чтобы игры жили в каждой семье и вызывали у детей желание играть.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»