Детский сад № 95

Фрунзенского района

 Санкт-Петербурга

 

группа "Антошка"

 

 

Профиль  тяжелое нарушение речи
Ссылка на сайт группы  
Ссылка на ФГОС  http://www.95frspb.caduk.ru/mmagic.html?page=/sveden/edustandarts.html
Нормативная наполняемость группы  15
Фактическая наполняемость группы  15

 

 Овчинникова Ирина Николаевна

Должность: учитель-логопед

Стаж: 24 года

 

 Серебрякова Ирина Владимировна

Должность: воспитатель

Стаж: 32 года

 

 Волова Анна Анатольевна

Должность: воспитатель

Стаж: 2 года


 

 

 

 


 

 

   Возможности игры в коррекционной работе с детьми

 

Серебрякова И.В., воспитатель ГБДОУ детский сад №  95 г. Санкт-Петербурга

 

   В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

   Игра — это мощнейшая сфера «самости» человека: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления. Благодаря играм, ребёнок учится доверять самому себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире. Игру не зря называют королевой детства. Знаменитый ученый Э. Берн говорил, что весь процесс воспитания ребенка он рассматривает, как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть.

   В игре ребёнок развивается как личность. У него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики.

   В игре создаётся базис для новой ведущей деятельности — учебной. Удовлетворяя потребность ребёнка в игровой деятельности при помощи разнообразных игровых средств, педагог умело моделирует игровые ситуации, в процессе которых решаются важные развивающие и коррекционные задачи.

   Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем возрасте ребёнок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, её правилами. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в группе ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.

   Игра — явление сложное и многогранное. Можно выделить функции игры.

  Обучающая функция — развитие общеучебных умений и навыков, таких как память, восприятие и др. Это использование дидактических игр

  Развлекательная функция — создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение общения взрослого с ребёнком из скучного занятия в увлекательное путешествие. Коммуникативная функция — объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирование навыков общения. Это использование в работе коммуникативных игр.

  Психотехническая функция — формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности.

  Функция самовыражения — стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее раскрыть свой потенциал.

  Компенсаторная функция — создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые невыполнимы в реальной жизни. Одним из положений педагогической теории игры как формы организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста. Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры принадлежала Ф. Фребелю. Он разработал систему игр, преимущественно дидактических и подвижных, на основе которых осуществлялась воспитательная работа в детском саду.

За основу классификации игр С. А. Шмаков разделил все детские игры на следующие виды: —

 Двигательные игры (спортивные, подвижные, моторные) —

 Социальные игры (творческие, сюжетно-ролевые, драматические, деловые) —

 Комплексные игры (коллективно-творческая, досуговая деятельность, хороводные и орнаментальные игры) —

 Интеллектуально-творческие игры (предметные забавы, состязательные игры, сюжетно-интеллектуальные, дидактические игры)

   В детском саду игры детей происходят в различных центрах активности, содержащих совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей по основным направлениям: физическом, социально-личностном, познавательно-речевом и художественно-эстетическом. Все центры активности создаются с учетом интеграции содержащихся в них образовательных областей. В физическом направлении развития детей зона двигательной активности. В зоне двигательной активности дети занимаются подвижной игровой деятельностью. В игровой форме проводится утренняя и бодрящая гимнастика, различные физминутки и подвижные игры. С помощью дидактических игр дети знакомятся с видами спорта, безопасностью и сохранения здоровья.

   Для социально-личностного направления создается центр сюжетно-ролевых игр, центр ряженья, центр труда. Интеграция этих областей способствует познанию окружающего мира и успешной социализации в нём через игру, способов поведения и отношений с людьми, развивается связная речь, пополняется словарь.

   В центре музыкально-театрализованной деятельности подобраны дидактические игры по знакомству с музыкальными инструментами, с разными звуками. Воспитатель вместе с детьми обыгрывает различные виды театра (настольный, пальчиковый, театр картинок, Бибабо). В познавательно-речевом направлении развития ребёнка создан центр речевого развития «Мы познаем мир», центр развивающих игр, экологические центры. В центре собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения

  Игра — важнейшее направление коррекционной работы всех специалистов ДОУ.

  Игра — один из важнейших приёмов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребёнка, формируется чувство коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности ребёнка.

 

Литература:

1. Артамонова, О. «Предметно-пространственная среда» // — Дошкольное воспитание 1995г №  8

2. Губанова, И. Ф. «Игровая деятельность в детском саду»// М.: Мозаика Синтез 2006 г.

3. Дыбина, О. В. «Образовательная среда в организации самостоятельной деятельности старшего дошкольника» М:, 2008г

4. Жуковская, Р. И. «Игра и ее педагогическое значение» — М.: Просвещение, 1984г

5. Заворыгина, Е. «Особенности воображения детей в игре»// Дошкольное воспитание 1986 №  12

6. «Игра дошкольника» под редакцией С. Л. Новоселовой М,1989

7. Петровский, В. А. «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении» — М., 1993 г.

8. Выготский, Л. С. «Собрание сочинений» В 6 т — М., 1982г; т4–1984 г.

 

Дата последнего обновления страницы 07.02.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения