Детский сад № 95

Фрунзенского района

 Санкт-Петербурга

Страница музыкальных руководителей

 

Страница музыкальных руководителей

  «Полезный интернет»

  Статью составила Щирина Е. В., музыкальный руководитель

 ГБДОУ № 95 Фрунзенского района города Санкт – Петербурга.  

 

   Как заниматься с ребенком, чтобы было:

  • Полезно

  • Интересно

  • Занимательно

  • Просто

  • Не утомительно

   В этом вам поможет использование видео  из «Интернета». Различные видео-уроки, компьютерные пособия для развития речи, зарядки, физминутки, шумовые оркестры, оркестры – ритмяшки, музыкальные пальчиковые игры, мульт – песенки, клипы и караоке  песен известных детских композиторов, песен, выученных в детском саду, музыкальные игры и т.д.

   Так как наш сад логопедический, то начнем  с пальчиковых игр.

«Считают пальчиковую гимнастику простым и в то же время очень полезным инструментом развития ребенка. От нее и настроение повышается, и память развивается, и воображение. Ну и главное, (собственно для чего пальчиковые игры были придуманы) – развивается мелкая моторика. Сейчас ни для кого не секрет, что уровень развития мелкой моторики напрямую связан с речью малыша.

Если вы всерьез заинтересовались пальчиковой гимнастикой, то очень рекомендуем посмотреть книги:

 

·        Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики  (Лабиринт, My-shop, Ozon);

·        Книга – мечта о наших ловких пальчиках (Лабиринт, My-shop,  Ozon)». (Цитата)

 

Но всем известно, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Просмотрев видео, где есть занятия с детьми группой, индивидуально с воспитателем или логопедом, где просто показывают пальчиковую гимнастику (только руки), или выполняют дети, вы можете подобрать соответственно возрасту своего ребенка то видео, которое вам понравилось.  Видео – уроки «Наши пальчики играли», вы смело можете показывать детям и заниматься  с ними, играя в пальчиковые игры.

   Играя в музыкальные пальчиковые игры (речь идет о видео), развивается не только мелкая моторика, но и музыкальный слух, дыхание, речь.

   Таких мульт – песенок  как «Наши пальчики», «Сорока, «Помощники» вы найдете в интернете не мало.  Эти мульт – песенки  показывать нужно детям, которые владеют приемами игры, т. к. в углу экрана появляются  изображения руки, и конечно, сначала вместе  поиграйте с ребенком,  выполняя с ними  упражнения.

 

Еще хочется сказать  о зарядках, физминутках, использовать которые могут не только родители, но и воспитатели, учителя.

Дети сразу будут повторять движения, впервые видя видео физминуток «Друзья», «Солнечные зайчики» и др. (которые вы заранее сами просмотрите  и понравившиеся вам, скачаете с интернета).

   Развивать музыкальный слух, чувство ритма помогут видео «Шумовые оркестры», выбор которых   в интернете большой.

Набор шумовых музыкальных инструментов не велик: деревянные ложки, бубны, погремушки, колокольчики, маракасы, треугольники, металлофоны (при отсутствии инструментов, можно заменить другими). Есть такие шумовые оркестры, где количество, используемых инструментов небольшой и   можно   подобрать то видео,  где играют на инструментах,  которые есть у вас.  

   Шумовые видео – оркестры доступны и понятны детям, т.к. во время звучания музыки или песни в углу экрана появляются картинки инструментов, на которых нужно играть в данный момент.

 Не бойтесь, если  не хватает участников – оркестрантов, дети с удовольствием меняют инструменты, разложенные на столе перед ними. Они хотят поиграть на разных и, что еще важно,  развивается  реакция и  слуховое, зрительное внимание. 

     Дети любят сказки: «Пых», «Теремок», «Лиса  и  волк».

С каким желанием дети будут озвучивать такие Шумовые сказки, используя целлофановые пакеты, бумагу, щетки и набор своих «инструментов»,  «жужжать», «пыхтеть», топать, хлопать, стучать.

 

Более сложные – это оркестры – ритмяшки. В них используется ритмический рисунок, выполненных в виде больших и маленьких цветочков, грибочков, листочков и т.д., соответствующих четвертным и восьмым длительностям.  В первую очередь научите «читать» и воспроизводить простейшие ритмические рисунки, прохлопывая ритм в ладоши, и потом  играйте правильно и ритмично  в таком оркестре,   слушая музыку, песню.

   Использование клипов, караоке  детских песен прививает любовь к музыке, пению, развивает чувство красоты, т. к. эти клипы очень красочны и сделаны с любовью.

   И, конечно, совместное исполнение песен укрепляет любовь и дружбу в семье, воспитывает уважение к старшим.


 

 

 

 

 

 

«ПОЙТЕ  ДЕТЯМ  ПЕРЕД СНОМ»

Консультация для родителей музыкального руководители Данилюк Е. И.

 

"Баю-баюшки-баю, баю милую свою, баю славную свою..." Сколько ласковых слов находит мать, убаюкивая свое дитя. Сколько нежности в пении, обращенном к ребенку!

    Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную, он успокаивается, затихает, засыпает. Это первая в его жизни музыка. Она воспринимается малышом с магической силой, потому что исходит от самого родного, самого дорогого существа-матери.

   Ритм колыбельной песни, обычно соотнесенный с ритмом дыхания и сердцебиения матери и ребенка, играет важную роль в их душевом единении. При такой внутренней настройке слова образы песни проникают в глубину души маленького существа. Через колыбельную у ребенка формируется потребность в художественном слове, музыке. Постепенно привыкая к повторяющимся интонациям, ребенок начинает различать отдельные слова, что помогает ему овладеть речью, понимать ее содержание. С колыбельной песней ребенок получает первые представления об окружающем мире: животных, птицах, предметах.

В некоторых колыбельных содержатся элементы нравоучений. Для народной культуры характерно стремление дать ребенку основные ценностные ориентиры как можно раньше, впрок, задолго до того, как он будет этот мир осваивать сам. Особе значение в песнях уделено колыбели - первому собственному месту ребенка в этом мире.

Висит колыбель на высоком крюку.

Крюк золотой, ремни бархатные,

Колечки витые, крюки золотые.

   В колыбельных песнях этого типа утверждается высшая ценность занимаемого ребенком места, потому что для полноценного психического развития ребенку важно утвердиться в том, что место, занимаемое его "Я" в этом мире - самое хорошее, его мама - самая лучшая, а дом - самый родной. Кроме осознания собственного "Я" колыбельная пеня знакомит ребенка с пространством окружающего мира. Сначала это пространство выстраивается вокруг ребенка, как бы противопоставляя теплоту, защищенность дома опасностям внешнего мира. Эти два мира разделены границей, которую не должен переступать ребенок. Она (граница) обозначается понятием "край":

  Баю, баюшки-баю,  Не ложися на краю.

  Придет серенький волчок.  И ухватит за бочок,

  И потащит в лесок,  И положит под кусток.

    Колыбельные песни слушали не только младенцы, но и дети постарше, которые уже     имели самостоятельный опыт познания реальных краев, опыт собственных падений и переступания через "край", познавшие обоснованность родительских запретов, связанных с реальным нахождением ребенка на краю чего-либо.

Когда ребенок становится постарше, ему поют колыбельные сказочного содержания, в текстах которых решаются новые психологические задачи. Это уже не магическая грань, к которой нельзя приближаться, а граница, которую когда-нибудь придется пересечь, чтобы выйти в мир взрослой жизни. Во многих колыбельных песнях перед ребенком разворачивается перспектива его будущей самостоятельной, взрослой жизни, где он обретет семью, будет работать, и растить собственных детей. Таким образом, колыбельная песня заранее дает ребенку простейшую схему мира, знакомит с главными принципами, которыми должен руководствоваться человек, вступающий в жизнь.

   Но самое важное в колыбельной песне - это сама материнская нежность, любовь, которая придает малышу уверенность в том, что жизнь хороша, и если станет плохо - ему помогут, его не бросят. На этом глубинном чувстве защищенности, базового доверия к жизни будет основан потом жизненный оптимизм взрослого, его желание жить на свете вопреки всем невзгодам. Как неоценимо важна такая уверенность для ребенка, который войдет в наш сложный, противоречивый и обманчивый мир!

   А как важна привычка постоянного общения с матерью!

   Прекрасно, если она сохраняется в семье и тогда, когда ребенок взрослеет. В такие минуты общения к нежной песне присоединяется рассказывание сказок, историй, задушевные разговоры о самом главном на сон грядущий. А сон, как известно, дан человеку не только для отдыха, но и для глубинной обработки той информации, которая накопилась за день. Поэтому все, о чем говорится перед сном, закладывается глубоко в душу человека и сохраняется там на всю жизнь. Доверительные отношения, которые возникают в моменты такого общения, будут важны для ребенка не только, пока он ходит в детский сад, но и в школе. И даже тогда, когда ваш малыш вырастет, он будет знать, что у него есть человек, который его всегда выслушает, поймет, с которым так приятно общаться и просто положить голову на плечо.

  

Как нужна нашим детям колыбельная песня перед сном.

Сколько ласковых слов находит мать, убаюкивая своё дитя. Малыш ещё не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную, он успокаивается, затихает, засыпает. Это первая в его жизни музыка, которая  исходит от самого родного, самого дорогого существа - матери. Ритм колыбельной песни, обычно соотнесённый с ритмом дыхания и сердцебиения матери ребёнка, играет важную роль в их душевном единении.   Через колыбельную у ребёнка формируется потребность в художественном слове, музыке. Постепенно, привыкая к повторяющимся интонациям, ребёнок начинает различать отдельные слова, что помогает ему овладеть речью, понимать её содержание. В   колыбельных утверждается высшая ценность занимаемого ребёнком места, потому что для полноценного психического развития ребёнку важно утвердится в том, что место, занимаемое его «Я» в этом мире - самое хорошее, его мама - самая лучшая, а дом - самый родной. Кроме осознания своего «Я», колыбельная песня знакомит ребёнка с пространством окружающего мира. Но самое важное в колыбельной песне - это материнская нежность, любовь, которая придаёт малышу уверенность в том, что жизнь хороша, и если станет плохо - ему помогут, его не бросят. На этом глубинном чувстве защищённости, базового доверия к жизни будет основан потом жизненный оптимизм взрослого. Как неоценима, важна такая уверенность для ребёнка, который войдёт в наш сложный, противоречивый и обманчивый мир!

А как важна привычка постоянного общения с матерью! В такие минуты общения к нежной песне присоединяется рассказывание сказок, историй, задушевные разговоры о самом главном на сон грядущий. А сон, как известно, дан человеку не только для отдыха, но и для глубинной обработки той информации, которая накопилась за день. Поэтому всё, о чём говорится перед сном, закладывается глубоко в душу человека и сохраняется там на всю жизнь.

 

ПОЙТЕ ДЕТЯМ ПЕРЕД СНОМ! ПОЙТЕ, КАК МОЖЕТЕ: НА ЛЮБОЙ МОТИВ, УДОБНЫЙ ДЛЯ ВАС. ГЛАВНОЕ - С ЛЮБОВЬЮ. ПУСТЬ ВАШИ ДЕТИ ТОЖЕ ВЫУЧАТ КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ И БУДУТ ПЕТЬ СВОИМ КУКЛАМ. ЭТО ИМ ПРИГОДИТСЯ, КОГДА ОНИ САМИ БУДУТ МАМАМИ И ПАПАМИ.

 

«Люли-люлющки-люли! Все игрушки спать легли,    

К нам пришла Бабайка  скорозасыпайка!  

Ласковый голосок, шёлковый  поясок...                                     

Будет с нами до утра-  спите, глазки, спать пора»                          И. Демьянов     

 

«Динь-дон. Динь-дон, в переулке ходит слон.

Старый, серый, сонный слон,  динь-дон, динь-дон.

Стало в комнате темно: заслоняет слон окно,

Или это снится слон?   Динь-дон, динь-дон.                              И. Токмакова                 

 

 

«Не шурши ты, мышь, прошу, сон приходит к малышу.

Не грибы несёт тропинкой, а зевки несёт в корзинке...

Позеваем сладко - и уснём в кроватке!»                                  И. Демьянов

 

 

     "Играйте с детьми в народные игры"

статья составлена музыкальным руководителем Щириной Е.В.

 

     Игры являются неотъемлемой частью культуры каждого народа. Они создавались на про­тяжении веков и сопутствовали повседневной жизни детей и взрослых. Они помогали и помогают до сих пор физическому развитию (вырабаты­вается выносливость, сила, лов­кость), становлению личностных качеств (воспитывается чувство ответ­ственности, навыки самоконтроля). В народных играх ре­бёнок знакомится с привычками и обычаями известной местности, семейной жизни, знакомой окру­жающей среды, приобщается к на­следию прошлого.

    Подвижные народные игры для детей — ценнейшее средство всесторонне­го воспитания личности ребёнка. Задача взрослых (родителей, педа­гогов) — дать детям возможность прикоснуться к бога­тейшему наследию русской народ­ной культуры, почувствовать радость от этого, ощутить националь­ную принадлежность, постичь сво­еобразие русского национального характера, его прекрасные само­бытные качества на примере на­родных игр.

    Игры можно использовать в различных видах деятельности дошкольников: на занятиях, прогулках, самостоя­тельной деятельности детей, при проведении праздников, развлече­ний в детском саду и семье.

    Привлекательным моментом организации народных игр в системе дошкольного образования становится то, что они не требуют специального игрового оборудо­вания. Целью многих игр является реализация развлекательной функции: шутки с придумыванием нелепиц, словесных каламбуров, со смешными дви­жениями и жестами. Шуткам и юмору, характерным для них, присуща безобидность. Они-то и определяют педагогическую ценность народных игр для детей. Доброже­лательный смех взрослых, това­рищей, участвующих в игре, дей­ствует на ребёнка сильнее, чем наказания или замечания. Во время прогулок, семейных празд­ников, повседневного общения эти игры незаменимы.

     Необходимость соблюдения правил требует от участников иг­ры (взрослых и детей) партнерских отношений, что способствует укреплению эмоциональных контактов, формированию коммуникативных навыков. Взрослые вносят в совмест­ные игры смех, шутки. Они могут быть организаторами игры. Однако надо стремиться, чтобы все играющие побывали в роли водящего.

Совместные игры с близкими взрослыми — огромная радость для ребёнка. Однако нельзя играть до пресыщения. Если интерес к иг­ре ослабевает, её необходимо за­кончить. А заканчивая игру, остав­лять детям радостную перспективу: «Мы поиграем в следующий раз». Иногда можно забыть игру на неде­лю, две, три, месяц. Когда подзабы­тая игра возвращается, она приоб­ретает прелесть новизны.

   

      Народные игры для детей дошкольного возраста

«Молчанка»

Ребёнок говорит: «По полу мол­чанка, по лавкам две. Молчите все!»

С последними словами все за­крывают рот и даже для верности зажимают его рукой. Но как всегда, когда нельзя, особенно хочется смеяться. Очень быстро кто-нибудь нарушает запрет. Проигравшего подвергают «наказанию»: он пля­шет, поёт, лезет под стол и т.д.

«Шило»

Взрослый старается попасть своим пальцем в вытянутый ука­зательный пальчик ребёнка и при этом приговаривает: «Шило, шило, проскочило». С последним словом палец взрослого намерен­но соскальзывает, упирается в грудь ребёнка и щекочет его. Ино­гда взрослый охватывает палец ребёнка, говоря: «Ой, горячо!»

«Мышка»

Мышка, мышка, серая кубышка,

Продай теремок, продай невысок!

Раз, два, три — купи!

Играющие сидят на стульях, которые поставлены по кругу. «Мышка» бегает вокруг играю­щих. После слов «Раз, два, три — купи!» играющие пересаживаются на соседний стульчик, а «мышка» должна успеть занять себе место. Кому не хватило стула, тот — «мышка».

«Нашёптышек»

Один из играющих садится на лавку, его лицо закрывают платком — это «слепак». А дру­гой — «нашёптышек» — всем участникам игры меняет имена, чтобы «слепак» ни за что не уга­дал. Мальчиков «Дуней», «Пара-ней» или «Грушей» назовёт. А де­вочек — «Ваней», «Петей» и «Карпом». Потом садится рядом со «слепаком» и произносит: «Вы­ходи, Любка!» или «Выходи, Гру­ша!» Названный игрок выходит, шлёпает «слепака» по плечу и бы­стро возвращается на место.

«Нашёптышек» сдёргивает платок, а «слепак» старается уга­дать, кто его коснулся.

«Репка»

Играющий цепляется за ка­кой-нибудь неподвижный предмет, например пенёк, ствол или дерево. А каждый следующий игрок обхва­тывает его за талию. Водящий должен выдернуть «репку», т.е. от­тащить игрока от дерева. Если это удаётся, то почти все игроки вследствие потери равновесия па­дают на землю, и только самые ловкие могут удержаться на ногах.

«Ворона летит»

Эта забава, во многих местах уцелевшая до сих пор, собирает большой круг участников. Дети рассаживаются вокруг стола, по­ложив на него одну руку (левую или правую) в зависимости от то­го, как поступит самый старший из детей. Он же руководит игрой. Убедившись, что все расселись, водящий говорит: «Утка летит!» — и поднимает один из пальцев ле­жащей на столе руки. Все участни­ки должны также поднять этот па­лец. Если все выполнили действие правильно, водящий опускает па­лец и говорит: «Ворона летит!» — и поднимает другой палец. Все снова повторяют это движение. Иг­ра продолжается в убыстряющем­ся темпе. Если водящий называет нелетающий предмет, то палец не поднимают.

«Лалом играть»

Самая простая забава, в ко­торую могут играть даже самые маленькие дети. Взявшись за ру­ки, образовывают длинную цепь, которую первый игрок («заводи­ла») тащит за собой по улице, де­лая по пути неожиданные поворо­ты, то ускоряя, то замедляя дви­жение. Оторвавшиеся и упавшие выходят из игры, пока не остаётся один «заводила».

В Никольском районе девочки играли «в верёвочку». Брали длин­ную верёвку, одна самая сильная хваталась за конец, а остальные за оставшуюся часть верёвки.

В Тарногском районе «тянули репку». Дети становились друг за другом в две параллельные це­почки, обхватив впередистоящих за пояс или ухватившись за полы одежды. Два передних игрока брали друг друга за руки и уст­ремлялись вперёд, таща за собой «репку».

«Лук рвать»

Подобного рода забав суще­ствовало очень много. Они отве­чали естественному желанию де­тей покричать, побарахтаться, по­возиться всем вместе, в куче.

В Тарногском районе, напри­мер, «рвали лук»: игроки вставали друг за другом, обхватив впереди-стоящего за пояс. Первый из них («бабушка») ухватывался за столб или дерево. После этого водящий подходил к «бабушке» и говорил: «Бабушка, дай лучка!» Та отвеча­ла: «Рви, сколько хочешь». Полу­чив разрешение, водящий шёл в другой конец и, ухватив послед­него в цепочке игрока под мышки, «рвал лучок», пока кто-нибудь не отпускал руки. Этот игрок и становился затем водящим.

В Верховажском районе су­ществовала похожая забава. Дети усаживались цепочкой и, обхватив сидящих впереди игроков руками, начинали раскачиваться из сторо­ны в сторону, пока не упадут.

«Барашка купить»

В Великоустюгском районе иг­рают с маленькими детьми так: скрещивают указательный и сред­ний пальцы так, чтобы последний оказался сверху, и спрашивают у ребёнка, протягивая к нему руку со скрещенными пальцами: «Барашка купишь?» Если тот проявляет инте­рес и говорит «Да», то разводят пальцы со словами: «Ой, пропал».

«Верёвочка»

Для игры необходима длин­ная верёвка, концы которой свя­зывают. Играющие становятся в круг и берут верёвку в руки. В середине стоит водящий. Он хо­дит по кругу и старается коснуть­ся одного из играющих. Чтобы во­дящий не мог прикоснуться, игра­ющие должны быстро отпустить верёвку и спрятать руки. Как только водящий отходит, они сно­ва берутся за верёвку. Тот из иг­рающих, кого водящий ударит по руке, становится водящим.

Правила игры:

1. Верёвку обязательно надо держать двумя руками.

2. По ходу игры верёвка не должна падать на землю.

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"