Детский сад № 95

Фрунзенского района

 Санкт-Петербурга

Страница логопедов

 

Страница логопедов

Уважаемые родители!

Предлагаем Вашему вниманию для ознакомления РЕЧЕВУЮ КАРТУ ребенка с общим недоразвитием речи: документ

 

 

 

 

  Причины школьной неуспеваемости

Статья составлена учителем-логопедом Пименовой И.В.

 

   Предотвратить причины неуспеваемости легче, чем преодолевать. Поэтому успешное обучение ребенка в школе рассматривается как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду.

   Психологи А.Ф. Ануфриев и С.Н. Костромина выделили ряд трудностей в обучении младшего школьника и возможные психологические причины данных трудностей.

   ОШИБКИ:

-смешение йотированных звуков Я,Ё,Ю с А,О,У (яма-йама, Юра-йура, ёлка – йолка),

-смешение свистяших и шипящих, звонких и глухих звуков,

-неразличие звуков в слове, выделение только акустически сильных

  ПРИЧИНЫ:

-недоразвитие фонетического восприятия,

-недостаточность звукового анализа

  ОШИБКИ:

-неумение согласовывать слова в предложении (Вова сидит стуле)

-неумение правильно пользоваться родом и числом (Река покрылось льдом.)

  ПРИЧИНЫ:

-низкая сформированность грамматических категорий,

-низкий уровень концентрации внимания

  ОШИБКИ:

-постоянно допускают орфографические ошибки, но при этом могут наизусть ответить любое правило    ПРИЧИНЫ:

-слабое развитие фонематического слуха,

-низкий уровень развития произвольности,

-несформированность учебной деятельности

  ОШИБКИ: оптическое смешение букв, сходных по написанию (Б-Д, М-Л, И-Ц и др.)

  ПРИЧИНЫ:

-слабое развитие фонематического слуха,

-низкое развитие зрительного запоминания,

-низкий уровень концентрации внимания

  ОШИБКИ:

-постоянная грязь в тетради

  ПРИЧИНЫ:

-слабое развитие мелкой моторики пальцев рук,

-недостаточный объём внимания

  ЧТО ДЕЛАТЬ?

-развивать у ребёнка все психические процессы,

- формировать фонематические представления,

- развивать мелкую моторику пальцев рук,

 -развивать эмоционально-волевую сферу,

- закладывать навыки учебной деятельности,

-учить ориентироваться в малом пространстве, т.е. на листе бумаги  

 

 

Консультация для родителей:

"Подготовка детей к школе и овладение основами грамоты" 

Статья составлена Олией Михайловной Семёновой,

учителем-логопедом высшей квалификационной категории.

 

     Уважаемые родители, вашему ребёнку 6 лет и он скоро пойдёт в школу. Второй год дети занимаются  в логопедической группе,  у них накопился определённый багаж знаний, умений и навыков, он будет базой для последующего школьного обучения. Речь детей стала богаче, пополнился словарный запас, улучшилось состояние общей и мелкой моторики, ребята хорошо ориентируются на листе бумаги, усвоили понятие «звук», овладевают элементами грамоты.

    Ваш ребёнок начинает читать и  печатать. ( Писать печатными буквами). Часто родители заставляют своего малыша повторять,  читать буквы по несколько раз, он не хочет,  быстро устаёт, капризничает. Как вызвать интерес к чтению? Как быстро читать? Как научить ребёнка красиво и грамотно писать? Эти вопросы волнуют многих родителей.

    С малышом надо играть! Будьте доброжелательны, обязательно хвалите ребёнка. Внимание и любовь родителей так необходимы маленькому ученику. Предлагаю поиграть с буквами, с ними можно играть так же интересно, как и с игрушками. Малышу надо научиться узнавать буквы и воспроизводить их начертание.  Выкладывая буквы из различных предметов, раскрашивая, дорисовывая их,  ребёнок может сформировать в сознании образ буквы.

А теперь поиграем!

1. Игра «Палочки-буквы»

Из счетных палочек ребенок выкладывает буквы. Взрослый фиксирует внимание на то, куда направлена буква.

2. Игра «Буквы и предметы». Взрослый предлагает ребёнку найти в комнате предметы, которые напоминают буквы.

3. Игра « Звук-буква». Взрослый называет звук, ребёнок подбирает нужную букву.

4. Игра« Буквы и цифры».На столе перемешаны цифры и буквы (разрезные).Ребёнку предлагается выбрать буквы и назвать.    

5. Игра «Лото» 

           Назови картинки, затем закрой картинки на звук у - буквой у,

           картинки на звук а - буквой  а,

           картинки на звук - и  буквой и,

           картинки на звук - о буквой о.

           индюк -и

           игла - и

           аист -  а

           утюг - у

           обруч - о

           арбуз - а

           улитка - у

           осы - о

           утка - у         

           арка -а

           автомат -а 

           окунь - о

           автобус - а

           ива - и

           антенна - а 

           арфа - а

  (логопед показывает родителям лото и знакомит с правилами игры)

 

6. Игра« Напиши букву». Попросите ребёнка написать букву палочкой на песке, на снегу, на земле.

7. Игра« Найди букву». Взрослый предлагает найти знакомые буквы в афише, в объявлении…

         Например, магазин

         Ребёнок называет буквы:

         М

         А

         Г

         А

         З

         И

         Н

8. Игра «Отгадай!». Взрослый загадывает загадки о буквах. Ребёнок отгадывает. ( Н. В. Новоторцева «Учимся  читать» )

9. Игра «Кто больше?». Играют родители и ребёнок. Кто больше назовёт слов на«а»?                                                                 

10. Игра «Узнай букву». Ребенок ощупывает буквы (из картона или из дерева) с закрытыми глазами. Определяет, какая буква в руках, называет ее.

11. Игра «Забавные буквы». Выкладывание букв с помощью семян, палочек, пуговиц. 1 вариант - по напечатанному образцу. 2 вариант — по названию.

12. Игра «Пишем на спинке». Определение буквы, написанной на спине (тактильные ощущения). Пальцем взрослый пишет букву на спине у ребенка. Ребенок называет букву.

13. Игра «Буква У»

Ребенку предлагается показать букву У,  которая написана правильно (одна из букв перевернута или написана неправильно)

14. Игра «Кусочки букв". Взрослый говорит ребенку, что ветер разрушил буквы и от них остались кусочки. Нужно добавить недостающую часть, чтобы получилась буква. Ребенок дорисовывает буквы.

15. Игра «Найди буквы». Ребенку предлагается рассмотреть картинку. На ней спрятались 5 букв. Необходимо найти их и раскрасить.

16. Игра «Буква ищет свой предмет»

Малышу необходимо соединить букву с тем предметом, название которого начинается с этой буквы. ( Например: Б- булка,  Д-  дом …)

17. Игра« Напиши букву»
Взрослый просит ребёнка написать букву пальчиком в воздухе.

18. Игра «Найди лишнюю букву»

Предложите малышу в домиках для букв найти лишнюю букву и назвать ее (или обвести карандашом). Эта игра научит малыша находить соответствие и различие в начертаниях букв. (ООСО; АААЛ)

19.Игра«Найди пару». Ребенку предлагается найти пары одинаковых букв и соединить их линиями разного

цвета.

20.Игра «Любимая буква» Аппликация и конструирование букв.

21.Игра «Скульптор». Ребенку предлагается слепить буквы из пластилина или из глины.

22. Игра «Составь свое имя».Малышу предлагается составить свое имя из букв разрезной азбуки. Затем прочитать.

23.Игра «Раскрась предметы»

Ребенок рассматривает и называет предметы. Ему дается задание раскрасить предметы, названия  которых начинаются на букву В. (можно взять любую другую букву)

 

 

 Новый век, новые технологии, новые возможности…

Статья составлена Ольгой Сергеевной Прокофьевой,

учителем-логопедом высшей квалификационной категории.

 

  Научно-техническая революция стала основой процесса информатизации всех сфер жизни общества, в том числе и образования. В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий (НИТ), в первую очередь, компьютеров.

НИТ в детском саду

  Необходимо отметить, что использование НИТ в детском саду предусматривает не обучение детей основам информатики, а преобразование предметно-развивающей среды ребенка, создание новых научно-обоснованных средств для его развития. НИТ используют в дошкольном образовании с целью обновления форм и методов работы с детьми. Компьютер многофункционален, его устройство таково, что он может быть полезен человеку любой профессии. Именно универсальность компьютерных средств определяет их развивающий эффект в образовании. Сегодня уже накоплен достаточный опыт, который показал, что в образовании компьютер может быть применен не только как практическое пособие на уроках информатики, но и как средство расширения возможностей воспитательно-образовательного процесса всех учебных заведений – от детского сада до школы и вуза.

История внедрения НИТ в ДОУ

  Интерес детей к компьютеру огромен, и дело взрослых обратить его в полезное русло. Впервые в работе с дошкольниками компьютер был применён в США в 1971 г. В нашей стране попытки применения компьютера в дошкольных учреждениях относятся к 80-м годам. В 1986 году был проведен обширный эксперимент НИИ дошкольного воспитания АПН СССР и другими исследовательскими группами, при участии Ассоциации «Компьютер и детство». В результате проведения комплексных междисциплинарных исследований, в которых приняли участие видные ученые, специалисты в области психологии, физиологии, информатики, были получены данные, позволяющие уже со знанием дела, на серьёзной научной основе рекомендовать использование компьютера в работе с дошкольниками.

  Результаты исследований и практический опыт детских садов обсуждались на первом Всероссийском семинаре «Проблемы компьютеризации дошкольного воспитания» (Москва 1989), а также на последующих семинарах в г. Сочи (1990), что позволило в последующее время перейти к широкому внедрению компьютеров в детских садах повсеместно в России. Минобразования России обращает внимание на то, что НИТ, являющиеся важным фактором обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором развития его творческих способностей, могут входить в дошкольное образование наравне с традиционными средствами развития и воспитания детей через игру, конструирование, художественную и другие виды деятельности, но ни в коем случае не заменить их.

Применение НИТ в коррекционной работе

  Опыт массовых детских садов показал, что компьютер не только способствует закреплению и уточнению знаний, но и повышает познавательную активность детей дошкольного возраста. Перед практиками и учеными встала задача: применение компьютера для коррекционной работы с детьми. В настоящее время разработаны несколько доступных компьютерных программ способствующих коррекции речи детей дошкольного возраста.

  Мне нравится осваивать новейшие достижения педагогической науки и практики, познавать и открывать для себя что-то новое, поэтому я активно использую разработки в этой области. Применяя в коррекционной работе готовые компьютерные программы, я увидела, как компьютер позволяют заинтересовать ребенка, применяя принцип наглядности, который способствует активизации непроизвольного внимания, через которое происходит запоминание учебной информации. У компьютера существует способность воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные, что позволяет создавать для детей мультимедийные презентации, электронные детские книги.

  Моя компетентность в информационных компьютерных технологиях позволяет создавать свои учебные пособия в виде компьютерных презентаций с техническим исполнением (графика, текст, звук, видео) по методикам коррекционного дошкольного образования. Презентация – это обучающий мини мультик, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками, это отличное пособие рассказать детям об окружающем мире. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийные презентации обладают рядом преимуществ: сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации. Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку.

  Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой не только проявляется, но, прежде всего, формируется и развивается личность ребенка. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что развивающие мультимедийные презентации можно использовать как при групповой работе, так и при индивидуальной.

  Коррекционные занятия с дошкольниками с ОНР имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять педагога, а не заменять его.

  Я считаю, что применение компьютера для обучения дошкольников – это большая область проявления творческих способностей для всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто любит детей и отдаёт им себя. Но, используя компьютер на занятии нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и сохранить его здоровье.

  Я убеждена, что роль информационных инноваций в работе с дошкольниками велика. Во-первых, они дают широкие возможности педагогам для реализации различных подходов к построению единого образовательного пространства, не сковывают творческой инициативы и педагогов, и детей. Во-вторых, помогают заинтересовать, активизировать детей не только в познавательном, но и в речевом плане, что очень важно для наших детей. Компьютерные технологии не заменяют традиционных игр и занятий, а дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.

 

 

Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребёнка.

Статья составлена Алферовой Натальей Валерьевной,

учителем-логопедом высшей квалификационной категории.

 

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известные всем «Сорока – Ворона», «Ладушки»… Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что уровень развития детской речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Это важно и при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по развитию движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1.Выполнение упражнений и движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи и мышления.

2.Игры с пальчиками развивают координацию движений кистей и пальцев рук, умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3.Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4.Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5.Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий наглядный материал).

6.В результате выполнения упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это и в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.  

 

Все упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое нарушение происходит своевременно.

 

С какого возраста можно начинать выполнять эти упражнения?

В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трёхмесячного возраста. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев.

Начинать можно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев:

1)      Поглаживать и растирать ладошки вверх-вниз;

2)      Разминать  и растирать каждый пальчик вдоль, затем – поперёк;

3)      Растирать пальчики спиралевидными движениями.

Уже с 10 месяцев ребёнка можно и нужно учить:

- катать между ладошками пальчиками шарики и палочки разного размера;

- рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;

- перекладывать из одной коробки в другую разные предметы (безопасные для малыша) одной или двумя руками одновременно.

Сначала можно выполнять некоторые упражнения в пассивной форме, то есть Вы сами сгибаете, разгибаете пальчики малыша и совершаете другие энергичные движения, сопровождая их ритмичными строчками. При этом важно, чтобы в упражнениях участвовали все пальчики. По мере освоения движений ребёнок начинает выполнять их самостоятельно, а взрослый только проговаривает. Постепенно ребёнок сможет и проговорить, и сделать упражнения сам.

 

ПОМНИТЕ!

Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях.

Иначе результата не будет. Занимайтесь ежедневно около 2-5 минут. Во время занятий надо следить за состоянием ребёнка: если он начал скучать или утомился, то необходимо сменить задание или прервать занятие.

Сначала все упражнения для пальчиков выполняются медленно. Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое.

Существует много разнообразных игр и упражнений для развития мелкой моторики кистей рук. Например:

- разминать пальцами пластилин и глину;

- катать по столу маленькие шарики, карандаши;

-двумя пальцами (сначала указательным и средним, а затем средним и безымянным) «ходить» по столу, изображая различные способы передвижения пешком;

- барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

- хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе;

- завязывать и развязывать узлы на толстой верёвке или шнурке;

- нанизывать крупные пуговицы, бусинки на нитку;

- застёгивать и расстёгивать пуговицы, молнии, крючки;

- различные игры с конструктором, мозаикой, различного размера кубиками;

- рисовать в воздухе различные фигуры всей рукой и одной только кистью руки. Упражнения выполняются сначала правой, затем левой рукой;

- мять пальцами поролоновые и резиновые игрушки, губку;

- рисовать, раскрашивать, штриховать;

- вырезать различные фигуры ножницами;

- рисовать цветными мелками, акварелью, карандашами, ручкой и т.д.

Упражнения без предметов можно использовать где и когда угодно (дома, в транспорте, в очереди, где нечем занять ребёнка). Упражнения, которые требуют использования каких-либо предметов (которые почти всегда есть в обиходе), тоже не менее интересны для ребёнка.

Стихи, сопровождающие упражнения, – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги. Чувство ритма важно и для запоминания стихов, для предупреждения нарушений письма (пропуска гласных).

 

Требования к проведению игр:

1.      При проведении игр важна последовательность (от простого к сложному).

2.      Не следует ожидать немедленных результатов, т.к. автоматизация навыка вызывается многократным его повторением.

3.      Занятия должны проводиться по желанию ребёнка, на положительном эмоциональном фоне.

4.      Никогда не начинайте занятия, если Вы утомлены, раздражены или озабочены какими-то проблемами; если ребёнок неважно себя чувствует или увлечён своей игрой.

5.      Недопустимо переутомление ребёнка в игре, которое может привести к негативизму.

Многократное повторение станет радостным, интересным, особенно когда с малышом занимаются близкие ему люди – мама, папа, бабушка, дедушка. 

Весёлых вам занятий и хорошего настроения!

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"