Детский сад № 95

Фрунзенского района

 Санкт-Петербурга

группа "Огоньки"

 

группа "Светлячки"

«Без большого корня дерева не бывает»

Статью подготовила воспитатель группы «Светлячки» Матина Ольга Юрьевна

 

«Воспитание, созданное самим народом и

основанное на народных началах,

имеет ту воспитательную силу,

которой нет в самых лучших системах,

основанных на абстрактных идеях или

заимствованных у другого народа.»

К. Д. Ушинский

 

  Одним из важнейших условий формирования нравственно-духовных качеств у детей является приобщение к народным традициям. Их особенность в том, что они остаются неизменными на протяжении веков даже в условиях постоянно изменяющегося мира, через столетия проносят народную мудрость, опыт, нравственные ценности. Поэтому всегда актуально их изучение и сохранение.

   Народ – единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Народная культура – это история народа, язык, народное творчество и традиции. Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно- нравственная жизнь нации. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Бережно передаваемые традиции выполняют роль исторической памяти, осуществляя связь поколений.

   Изучение народных традиций надо начинать с их восстановления в семейной и культурной памяти.

  Национальная культура становится для ребёнка первым шагом к и пониманию мировой культуры, приобщению к общечеловеческим ценностям, формированию личностной культуры. Народные традиции, сказки, притчи, запреты помогают разобраться ребёнку, где добро, где зло, понять, что такое любовь, честь, Родина. Они задают образы, на которые следует равняться. И делается это в яркой эмоциональной форме, доступной и понятной детям.

  Одним из средств передачи народных традиций являются народные песни. Они сопровождают человека от рождения до конца жизни.

  Сказки - это важное воспитательное средство. Они внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Сказки помогают учиться рассуждать, развивают фантазию, формируют мораль.

  Пословицы, поговорки, сказки объясняют ребёнку, какие качества человека считаются хорошими, какие плохими. В пословицах много житейских советов на все случаи жизни.

  Игра – первая школа для ребёнка. Народные игры - удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Они являются национальным богатством и их необходимо сделать достоянием наших детей. Народные подвижные игры (лапта, городки, догонялки и т.д.) помогают приобщить детей к спорту, развивают лидерские и командные качества.

  Загадки помогают развивать логику, учат размышлять о природных явлениях, анализировать.

  Народные ремёсла развивают творчество, приобщают к искусству, учат украшать свой быт и жизнь. Раскрывая роль традиций в воспитании подрастающего поколения, мы берём в качестве отправной точки народную мудрость: «Без большого корня дерева не бывает».

 

Использованные ресурсы:

1.http://supruzhestwo.ru/roditeli-i-deti/vospitanie-detej/narodnye-tradicii-v- vospitanii-detej-doshkolnikov.html Народные традиции в воспитании детей.

2 https://www.maam.ru/detskijsad/narodnye-tradici-v-vospitani-detei.html Образовательный портал МААМ . RU Е. А. Василатий «Народные традиции в воспитании детей». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Сказка- колыбель мысли"

Статью подготовила воспитатель группы "Светлячок"

Ибадулаева Анна Юрьевна

«Сказка- это колыбель мысли,

сумейте поставить воспитание ребенка так,

чтобы он на всю жизнь сохранил волнующие

воспоминания об этой колыбели»

В.А.Сухомлинский

 

   В современном мире, где происходит стремительное развитие техники, убыстрение темпов жизни, социальные преобразования, ценности прошлых лет сменяются иными духовными ориентирами. Добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию жизни.

   Так же на второй план уходят такие понятия как: любовь к Родине, Отчизна, патриотизм, нравственность. А ведь патриотизм – это одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных нашими предками. Под ним понимается любовь и преданность к своему Отечеству, народу, гордость за их прошлое и настоящее. Патриотическое воспитание – неотъемлемая часть нравственного воспитания детей. Дети взрослеют. Будут ли они великодушными, человечными? Будут ли помогать пожилым людям, родителям, друзьям?

   Цель нравственно воспитания – различными педагогическими средствами пробудить у детей интерес к окружающему миру, любовь к Родине и ее героическому прошлому.

 

   Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, чуткость, милосердие, сострадание- это очень важные качества, которые необходимы людям.

Сопереживанию, состраданию, добру, истине должна учить детская книга. А в дошкольном возрасте сказка. Сказка – это древнейший жанр устного народно-поэтического творчества, произведение волшебного, авантюрного или бытового характера. Как и все народное искусство, сказка глубоко национальна, но в то же время большинство сказочных сюжетов встречается у многих народов мира. Если подобрать к слову сказка однокоренные слова, то в результате возникнет ряд слов, в определенной степени раскрывающий его смысл: сказка – рассказывать – сказывать. По сути, сказка – то, что рассказывается, устный рассказ о чем-либо интересном как для исполнителя, так и для слушателя, несмотря на то, что она всегда ориентирована на вымысел, будь то нравоучительные рассказы о животных, волшебные сказки, авантюрные повести. Незнание сказок, как один из существенных недостатков воспитания, расценивал А.С. Пушкин: Слушаю сказки – и вознаграждаю те недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! каждая есть поэма! (1)

   Сказка- это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка- его ум, чувства, воображение и волю.

   Сказка, игра, фантазия - источник детского мышления, благородных чувств и стремлений.

   Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее идейно-художественной значимости.

   Это и приобщение новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту, способность выявлять, формировать, развивать и реализовать творческий потенциал детей, терапевтическая функция - воспитание здорового образа жизни, охрана человека от пагубных увлечений, пристрастий.

   Еще одна важная особенность народной духовной жизни находит свое отражение в народных сказках - соборность. Труд выступает не как повинность, а как праздник. Соборность - единство дела, мысли, чувства - противостоит в русских сказках эгоизму, жадности, всему тому, что делает жизнь серой, скучной, прозаической. Все русские сказки, олицетворяющие радость труда, кончаются одной и той же присказкой: "Тут на радостях все они вместе в пляс-то и пустились…".

   В сказке отражаются и другие нравственные ценности народа: доброта, как жалость к слабому, которая торжествует над эгоизмом и проявляется в способности отдать другому последнее и отдать за другого жизнь; страдание как мотив добродетельных поступков и подвигов; победа силы духовной над силой физической. Воплощение этих ценностей делает смысл сказки глубочайшим в противовес наивности ее назначения. Утверждение победы добра над злом, порядка над хаосом определяет смысл жизненного цикла сущего живого. Жизненный смысл трудно выразить в словах, его можно ощущать в себе или нет, и тогда он очень прост. (2)

   Таким образом, мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом.

   С точки зрения житейского смысла сказка наивна, с точки зрения жизненного смысла - глубока и неисчерпаема.

 

 

Литература:

1. Словарь литературоведческих терминов http://www.textologia.ru

2. Сидловская О. Сказка в развитии дошкольника //Ребёнок в детском саду, 2001.-№3.-с.80-83.

 

  

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"