Детский сад № 95

Фрунзенского района

 Санкт-Петербурга

группа "Капельки"

 

группа "Капельки"

«Артикуляционная гимнастика »

Статья составлена учителем-логопедом группы "Капелька" Семеновой О.М.

 

   АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
   При произнесении различных звуков каждый орган,  участвующий в речевом процессе занимает определенное положение. В речи звуки произносятся плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться.
   Мы правильно произносим различные звуки  благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность  движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Артикуляция связана с работой  различных мышц , в том числе жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, лёгкие, диафрагма)

Работа по развитию движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

    Цель артикуляционной гимнастики — выработка правильных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Выполнение артикуляторной гимнастики помогает улучшить кровоснабжение органов артикуляции,  укрепить мышцы губ,щёк,языка.

Наиболее подвижным речевым органом является язык, который состоит из корня  языка,  спинки и кончика языка.

   Подвижность губ также играет большую роль в образовании звуков. Губы могут  вытягиваться в трубочку (у), округляться (о), обнажать  передние верхние и нижние зубы (с, з, ц,  и др.), слегка выдвигаться  вперёд (ш, ж) .

 

    При проведении артикуляционной гимнастики нужно учитывать следующие  моменты:

— Упражнения должны быть целенаправленными: важно не  количество, важны правильный подбор упражнений и качество  их выполнения;

— движения должны быть точными;

— плавность и лёгкость движения предполагают движения без толчков,  дрожания органов артикуляции, движение должно  совершаться  без вспомогательных  или сопутствующих движений , в заданном ритме.

— темп движений в начале должен быть замедленный, можно регулировать темп при помощи отстукивания рукой   или счёта вслух, постепенно убыстряя его. Затем темп должен стать произвольным .

— переключение к другому движению и положению должно совершаться  плавно.

— дозировка количества повторений упражнения зависит от возраста ребёнка и его  индивидуальных особенностей. Если на первых занятиях иногда приходится ограничиваться несколькими повторениями, то  в дальнейшем можно доводить количество повторений до 8,10.

— артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в этом положении спина у ребёнка прямая, тело не  напряжено, руки и ноги находятся  в спокойном состоянии.

— проводить гимнастику необходимо в игровой форме. Каждому  упражнению даётся название, к нему подбирается картинка- образ.

— не все дети овладевают двигательными навыками одновременно. Нельзя говорить ребёнку, что он делает упражнение плохо – это может привести  к отказу .

— артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, для закрепления навыка.

В зависимости от того, чему мы будем учить ребенка,  артикуляционные упражнения делятся на статические — удержание органов артикуляции в определенной позе и динамические – многократное повторение одного и того же движения.

К статическим относятся:

  «улыбка»,

— «трубочка»,

— «окошко»,

— «лопатка»,

— «иголочка»

- «блинчик»

Динамические упражнения:

— «улыбка-трубочка»,

— «качели»,

— «маятник»,

- «вкусное варенье»

- «шарик» и др.

   Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, нужно выяснить, как ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую или  левую руки, знает ли названия органов артикуляции.

 

   Упражнения для развития движений органов артикуляционного аппарата объединены в комплексы:

1.Упражнения, вырабатывающие основные движения и положения органов артикуляции. ( «Улыбка», «Трубочка», «Окошко»,«Заборчик», «Рыбка», «Часики», «Качели» и т.д.)

2.Упражнения, способствующие выработке движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения свистящих и шипящих звуков ( «Лопаточка», «Дуем на лопаточку», «Почистим зубки», «Накажем непослушный язык», «Кошечка» « Заборчик» и др.)

3.Упражнения, способствующие выработке движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения  звуков [Р]  и [Л] ( «Лошадка», «Маляр», «Вкусное варенье», «Болтушки», «Дятел», «Барабанщик», «Грибок», «Иголочка», «Спрячем конфетку»,«Индюки»...)

4.Во всех возрастных группах могут быть использованы одинаковые комплексы, но требования к проведению артикуляционной гимнастики на каждом возрастном этапе будут различными. Правильная, красивая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, неуверенности  в своих силах, а это будет иметь  негативные последствия. Начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. Артикуляторная гимнастика поможет ребенку научиться правильно говорить. .Метод воспитания звукопроизношения путем специфической гимнастики признан целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи :(М.Е.Хватцев,  О.В. Правдина, М.В. Фомичева и др.).Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.   Невмешательство в процесс формирования  речи ребенка с речевыми проблемами  влечет за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом исправляются в последующие годы. Ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но  занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения – с родителями, воспитателями  группы детского сада.
   Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно - мимических движений языком, губами, челюстью, такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка, они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развивается у ребенка постепенно.
Нельзя проводить артикуляционную гимнастику, не видя, как выполняет упражнения каждый ребенок. Поэтому воспитатель организует работу следующим образом:
Рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

1.Показывает его выполнение.

2.Упражнение выполняют все дети.

3.Воспитатель проверяет правильность выполнения упражнения .

4.Во время артикуляционной гимнастики надо следить, чтобы движения каждого органа выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. Если это условие нарушается, необходимо индивидуально отработать с ребенком движения перед зеркалом. Навыки четкого произношения звука, правильного употребления его в речи, умение выделять звук в слове вырабатываются не сразу. Чем меньше возраст ребенка, тем проще должны быть материал и длительнее его отработка. Для артикуляционной гимнастики используются игровые приемы. На основе приобретенных детьми простейших навыков движения ,органы артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются. Повышаются и требования к выполнению артикуляционной гимнастики. Логопед оказывает помощь воспитателю, предлагает комплексы упражнений артикуляторной  гимнастики, консультирует и показывает, как необходимо выполнять упражнения. Правильная, красивая речь- залог успешного обучения в школе.

Список литературы:

1. Глинка Г.А. «Буду говорить, читать, писать правильно» С-П.1996г.

2. М.Б.Успенский, Л.П.Успенская «Правильно, складно, красиво учимся мы говорить».

3. Ткаченко Т.А. «Если дошкольник правильно говорит». С-П.1998г.

4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи». Москва 1991г.

5. В.Волина «Учимся играя» Москва 1994г.

6. Н.Э.Теремкова  «Логопедические домашние задания для детей с ОНР» Москва 2011г.

7.Г.Г. Голубева  «Индивидуальная работа по коррекции нарушений  звуко-слоговой структуры слов». С-Пб1996г.                                                        

  

 «Игра как средство коррекции личностных особенностей дошкольников»

 Статья составлена воспитателем группы "Капелька" Чаплинской И.Д.

 

     Игра как средство личностного развития, коррекции проблем поведения имеет не только педагогические цели, но и оказывает терапевтическое влияние на ребёнка. Игра для дошкольников -  наиболее естественная и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться. Именно в игре у ребёнка есть возможность выплеснуть свой негативный  опыт , «отреагировать» на ситуации, которые в жизни им сложны, запутаны и неприятны.

      Кроме того, в игре дети учатся взаимодействовать с другими людьми.

Игровая деятельность помогает ребёнку раскрепоститься, научиться сопереживать окружающим и приобрести навыки социального поведения.

     Проблема преодоления поведенческих и личностных проблем у ребёнка посредством игры широко изучалась  отечественными и зарубежными исследователями и психологами. Они выделили определённые игры, специально направленные на преодоление проблем в поведении ребёнка, как коррекционные, которые в свою очередь можно разделить на два основных направления и практически  использовать в работе с дошкольниками.

     Первое направление предполагает использование свободных и самостоятельных игр детей, в которых поведение ребёнка направляется на полную самореализацию .             Цель такой игровой коррекции состоит в помощи ребёнку в самопознании и развитии самоуправления. Основная задача данного направления игровой ситуации состоит в создании или в  восстановлении  отношений между ребёнком и взрослым.

      В ходе проведения подобной игры ребёнок получает возможность играть как ему хочется. Взрослый принимает игру ребёнка, не требует ни каких изменений, создаёт чувство безопасности и вседозволенности, веру в возможности ребёнка , избегает указаний и оценок, но демонстрирует ребёнку сочувствие, отражая его чувства в речи так , что ребёнок постепенно приходит к осознанию своих переживаний. Такая позиция взрослого приводит к возрастанию социальной компетентности понимания ребёнка и даёт ему возможность самому справиться со своими проблемами.

     Второе направление  в практике использования коррекционных игр предполагает проигрывание взрослым вместе с детьми специальных игр и упражнений, помогающих преодолеть различные трудности в поведении, развивать эмоциональную сферу ребёнка, обучить его адекватным способам реагирования на проблемную ситуацию.

     Под коррекционными играми  понимают игры, в которых смоделированы определённые особенности поведения ребёнка, игры специально направленные на развитие положительных черт и преодоление отрицательных стереотипов поведения.

     Одним из первых отечественных исследователей, предложивших использование игр для коррекции поведения дошкольников, преодоление у них повышенной тревожности и страхов, является А.И. Захаров. Его игры строятся по типу игр- драматизаций, отличаются от них более свободным сюжетом, отсутствие декораций, специально разучиваемых слов. Им разработаны принципы проведения и организации игр.

     А.И.Захаров подчёркивает, что, поскольку правила коррекционной игры накладывают

определённые ограничения, даже дети с психоподобным поведением, нередко претендующие на ведущие роли, вынуждены как-то соизмерять свои действия, подстраиваться под общую тональность игры там, где они раньше действовали напрямик – « хочу и всё».

     В исследованиях А.И.Захарова и А.С .Спиваковской разработаны принципы проведения и организации коррекционных игр, которые имеют большое значение для

педагогической работы с поведенческими проблемами старших дошкольников.

По мнению исследователей коррекционные игры позволяют преодолеть многие проблемы взаимоотношений в детском коллективе; они также эффективны в коррекции страхов, неуверенности, застенчивости у отдельных детей ,смягчении проявлений рассторможенно - агрессивной и конфликтной форм поведения.

     В работах М.А. Чистяковой, Н .В. Самоукиной  разработаны системы коррекционных занятий для дошкольников. В процессе игровой коррекции особое внимание уделяется этюдам, направленным  на развитие эмоциональной сферы дошкольников. В них дети учатся правильно передавать и воспринимать различные состояния и черты характера героев( этюды «Чуня-задавака», « Смелый заяц», « Ябеда»).

В сюжетных этюдах игровая коррекция специально направлена на преодоление негативных черт у детей – ревности, жадности, упрямства( этюды « Мальчик – наоборот», « Сердитая Маша». После разыгрывания этюдов проводится совместное обсуждение поведение героев выбор оптимального способа поведения героев и проигрывание этюдов  с позитивным поведением героев и благополучным финалом. Особое внимание уделяется

индивидуальным этюдам, которые подбираются исходя из конкретных негативных особенностей черт характера и поведения ребёнка, но в другой ситуации.

     В настоящее время наблюдается большое количество поведенческих проблем у современных дошкольников, с которыми сталкивается воспитатель –недображелательность, агрессивность, импульсивность, или, наоборот, чрезмерная застенчивость, неуверенность, непоседливость, вспыльчивость ,замкнутость . Поэтому возникает необходимость помочь ребёнку научиться правильно  понимать эмоции других,

адекватно эмоционально реагировать в проблемных  ситуациях ,научить их навыкам социального поведения.

Коррекционные игры и упражнения позволяют в определённой степени   преодолевать

эти проблемы. Подобные игры эмоциально насыщенны, поэтому они обеспечивают эмоциональную разрядку, в которой так нуждаются современные дошкольники, и могут способствовать развитию основ их эмоциональной культуры.

Ещё одной особенностью коррекционных игр является их разнообразие

и многофункциональность. Поэтому в педагогическом процессе детского сада возможно использование отдельных коррекционных игр (драматизации , коммуникативных игр, этюдов) , включая их в повседневную деятельность дошкольной группы.

          Таким образом, коррекционные игры являются эффективным средством развития у дошкольников навыков и умений социального поведения.

 

Литература.     

Игра и дошкольник: Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник/ Под ред, Т.И. Бабаевой, З.А.  Михайловой. – СПб., « Детство-Пресс», 2004.

Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребёнка. – М., 1997.

Лютова Е.К. Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.,2002.

Мустакас К. Игровая терапия. – СПб., 2000.

Самоукина Н.В. Игра в школе и дома: Психологические упражнения и коррекционные программы. – М., 1993. 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"