Детский сад № 95

Фрунзенского района

 Санкт-Петербурга

Дистанционная консультация психологов

 

Дистанционная консультация психологов

Консультация «ДЕТСКИЕ КОНФЛИКТЫ. КАК ИХ РАЗРЕШИТЬ?»

Статью составили педагоги-психологи Волокитина А.Ю., Шишкина В.Ю.

 

Помогая детям преодолевать, трудности, мы всякий раз сотворяем своего рода чудо. Это результат совместных усилий педагога и детей, маленькое произведение искусства, в создании которого все принимают участие подобно музыкантам одного оркестра.

К. Фопель

С детскими конфликтами взрослые сталкиваются довольно рано. Их появление ученые относят к возрасту от одного года. У младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста – из-за ролей, а в более старшем возрасте – из-за правил игры. Детские конфликты могут возникать по поводу ресурсов, дисциплины, трудностей в общении, ценностей и потребностей.

Причины возникновения конфликтов в детском коллективе:

 В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласованности действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого: толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки и т.д., но он не понимает, что каждый сверстник – личность, со своим внутренним миром, интересами и желаниями. У сверстников вызывают раздражение те дети, с которыми трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, несообразительные, неумелые. Важно помочь ребенку посмотреть на себя и сверстника со стороны.

В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации конфликтные дети:

1.     Агрессивисты – задирают других и раздражаются сами, если их не слушают

2.     Жалобщики – всегда на что-нибудь жалуются

3.     Молчуны – спокойные и немногословные, но узнать чего они хотят очень сложно

4.     Сверхпокладистые – со всеми соглашаются

5.     Всезнайки – считают себя выше, умнее других

6.     Нерешительные – медлят с принятием решений, боятся ошибиться

7.     Максималисты – хотят чего-то прямо сейчас

8.     Скрытые – затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика

9.     Невинные лгуны – вводят других в заблуждение ложью и обманом

Психологические проблемы дошкольников в сфере взаимоотношений как источник конфликтов:

Главное – знание возрастных особенностей ребенка.

Непослушание, упрямство, неорганизованность поведения, медлительность, робость, неусидчивость, леность, беззастенчивость, лживость, слабоволие – часто служат причиной недовольства взрослых, вызывая эмоциональную напряженность отношений и взаимное раздражение.

Особенности общения со сверстниками:

1.     Большое разнообразие и широкий диапазон коммуникативных действий (навязывание своей воли, требования, приказы, обман, спор)

2.     Чрезмерно яркая эмоциональная насыщенность общения

3.     Нестандартность и нерегламентированность действий (неожиданные действия и движения – принятие причудливых поз, кривляние, передразнивание, придумывание новых слов, небылиц и дразнилок)

4.     Преобладание инициативных действий над ответными (для ребенка важней его собственное высказывание или действие – несогласованность порождает конфликт)

Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может привести к психическому заболеванию (от агрессии до страха). В дошкольном возрасте у ребенка формируется характер и постоянная коррекция поведения со стороны взрослого (воспитателя и родителя) ему очень необходима. Нужно научить ребенка социально приемлемым нормам поведения и общения.

Разрешение конфликтной ситуации:

В детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям жизни. Небольшие стычки и ссоры можно расценить как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга (равными), с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись. Взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо, чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.

Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей (каждый – человек, со своими желаниями, переживаниями), в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера (находить выход из сложившейся ситуации, варианты решения конфликта). Взрослый должен высказать детям свое отношение к конфликтной ситуации. Нужно учить детей объяснять друг другу, что они хотят, а затем предлагать им обдумать выход из положения (не нужно преуменьшать способности детей в этом отношении, уже в раннем возрасте возможно совместное принятие решения).

Два способа разрешения конфликта:

Деструктивный                                                                                                     Конструктивный

«Уйду, и не буду с ним играть»                                                  «Предложу другую игру»

«Сам буду играть»                                                               «Спрошу у ребят, во что лучше                    

                                                                                                                                   поиграть»

«Позову воспитателя и она заставит

всех играть»

«Всех побью и заставлю играть»

В разрешении детских конфликтов взрослый обеспечивает нахождение «общего языка», который является результатом достижения понимания.

Становясь посредником в разрешении детских конфликтов, взрослый должен учитывать их характерные особенности:

·         При разрешении конфликтной ситуации воспитатель несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта;

·         Взрослые и дети имеют разный социальный статус, чем и определяется их разное поведение в конфликте и при его разрешении;

·         Разница в возрасте и жизненном опыте разводит позиции взрослого и ребенка, порождает разную степень ответственности за ошибки;

·         Различное понимание событий и их причин участниками, конфликт глазами воспитателей и детей видится по-разному;

·         Присутствие других детей при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл;

·         Профессиональная позиция воспитателя – взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности;

·         Детские конфликты легче предупредить, чем успешно разрешить.

Деятельность взрослого при разрешении детских конфликтов должна быть планомерной и включать следующие последовательно выполняемые стадии:

1. Определение и оценка сущности конфликтной ситуации, ее причин (кто участвовал в конфликте и кто знает, что произошло). Сообщение о своем неудовольствии появлением конфликта. Избавление от «зрителей».

2. Оценка целей конфликтной ситуации (открытым обсуждением, с использованием интуиции воспитателя, чтобы заглянуть в скрытый смысл происходящего)

-утверждение личных притязаний,

- умаление достоинств другой стороны,

- корыстные устремления,

Важно показать детям различия в понимании целей, который каждый из них  преследовал в ссоре. Чаще всего эти цели различны.

3. Обратить внимание на эмоциональное состояние детей, вступивших в конфликт, понять причины этого состояния, урегулировать бурные реакции на конкретных примерах психологического климата детского коллектива (например, несколько раз вдохнуть и выдохнуть, развести в разные стороны, выпить воды, сесть…). Педагог должен разрядить собственные и детские отрицательные эмоции.

Воспитатель может использовать позитивное сообщение, которое включает в себя:

- описание произведенного действия

- описание возможного или неизбежного результата этого действия

- предложение альтернативного варианта поведения

Схема позитивного сообщения может выглядеть так:

Когда ты…

Может случиться, что…

Лучше…

4. Найти радикальные средства для устранения причин конфликтной ситуации,  - применить меры воспитательного воздействия (учитывать нужды каждого, использовать творческий подход, развивать навыки общения, ведущие к сближению, формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта, учить управлять эмоциями; оценивать поступок, а не личность ребенка; нейтрализовать борьбу за власть; вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску).  

5. Оценка особенностей участников конфликта

6. Определить динамику процесса развития конфликтной ситуации. Если проблему нельзя решить «сходу», то определить время и присутствие посредника – родителя, психолога, сменного воспитателя.                                 

В решении конфликтных ситуаций воспитатель должен владеть техникой активного слушания. Это умение слушать и слышать ребенка, активно слушать – это значит возвращать ему в беседе то, что он поведал, при этом обозначив его чувство. Воспитатель принимает позу «глаза в глаза» (садится на маленький стульчик лицом к ребенку) Воспитатель настраивается на ребенка, слушает с сочувствием, использует в разговоре поддержку, прояснения, уточнения, повторяет наиболее важные мысли и чувства, т.е. подтверждает, отражает содержание информации и чувств ребенка, показывает принятие и понимание ребенка тоном голоса, мимикой, жестами, взглядом, позой, не перебивает и не дает советов, не приводит примеров, остается нейтральным, не принимая ничью сторону, получает интересующую его информацию, старается поставить себя на его место. Важно в беседе держать паузу – это время принадлежит ребенку, пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании. Не нужно торопиться с выводами, проверить свои предположения и удостовериться, что правильно понял ребенка. Помолчать нужно и после ответа ребенка – может он что-то добавит. Беседа проходит в непринужденной, спокойной обстановке. Воспитатель не доминирует в беседе, он посредник, помощник.                                                                        

Обсуждать нужно следующее:

  • Что произошло? (сформулировать суть конфликта)
  • Что привело к конфликту? Почему это произошло? (выяснить причины)
  • Какие чувства вызвал конфликт у участников столкновения? (определить, назвать чувства)
  • Как быть в этой ситуации? (найти решение)

Методы профилактики конфликтов.

Наиболее перспективно предупреждение конфликтов на ранних стадиях, на стадии их зарождения. Признаками зарождения конфликтов могут быть: стычки между детьми, нарушение дисциплины, обзывание, приставание, нарушение правил в играх, отчуждение ребенка от группы, затянувшееся выяснение отношений. Воспитатель обязан обратить внимание на каждый такой штрих и принять меры по предупреждению назревающего конфликта.

Группу детей в определенное время нужно сформировать, обеспечивать и поддерживать в группе здоровый нравственно-психологический климат, уважительное отношение к личности, ее достоинствам и индивидуальным особенностям, самокритичность, доброжелательность, организацию продуктивной деятельности, высокий авторитет воспитателя. Воспитатель должен заметить нежелательные поведенческие тенденции и перестроить их не приказным порядком, а психологическим путем, используя совместные игры и занятия. Очень важен личный пример воспитателя, который избегает суждений и оценок, ущемляющих достоинство ребенка (оценки должны касаться только поступков детей).

Очень важным аспектом воспитания является развитие самоконтроля – это когда индивидуальное поведение соответствует определенным стандартам, правилам, регуляторам, которые установились в данном обществе.

 

Принципы, в соответствии с которыми взрослый может повлиять на этот процесс:

·        Дети охотнее реагируют на доводы взрослых, если они взаимно испытывают привязанность и доверяют друг другу.

·        Воспитательные приемы более эффективны, когда действие их постоянно, а не временно. Положительный эффект достигается в том случае, если взрослые не имеют разногласий по вопросам дисциплины.

·        Обучение происходит легче, когда в процессе преобладает поощрение за положительные действия или высказывания, а наказания применяются в крайних случаях. Дисциплинарные воздействия перестают быть эффективными, если ругать ребенка постоянно независимо от того, что и как он сделал. Чрезмерно строгие, унижающие и жестокие наказания не дают положительного эффекта, поскольку провоцируют со стороны ребенка противодействие, чувство отчуждения и агрессивное поведение.

·        Внешний контроль за поведением необходим всем детям дошкольного возраста. Средства контроля не должны представлять собой крайности (от вседозволенности до жесткого авторитаризма), такие средства непродуктивны. Воспитательные приемы могут основываться на организации деятельности ребенка, например, с помощью интересных сюжетно-ролевых и подвижных игр, игрушек, оборудования среды развития.

 

Преодалеваем тревоги и страхи ребенка

Статью составили педагоги-психологи Волокитина А.Ю., Шишкина В.Ю.

 

   Повышенная тревожность и страхи у детей дошкольного возраста — явление довольно распространенное не только в современном обществе, но и на протяжении всего развития человечества. При воспитании ребенка многие родители беспокоятся, что их малыш часто пугается, по их мнению, без всяких на то причин. Нарушается сон, ребенок теряет в весе, рыдает и просит не оставлять его в одиночестве. Тревожность у дошкольников может быть как вариантом нормального развития, так и поводом обратить внимание на методы и условия воспитания ребенка.

Детский страх: норма или патология?

   Многочисленные исследования подтверждают тот факт, что большинство фобий и невротических реакций у взрослых сформировались еще в раннем детстве. К возникновению какого-либо страха у детей приводят конкретные факторы, которые далеко не всегда являются очевидными для взрослых. Страх — это одна из базовых эмоций человека, естественная реакция организма на ситуацию опасности. Бывают страхи реальные (например, боязнь укуса собаки), а бывают невротические, когда тревожность у дошкольников не обоснована окружающей действительностью. Так, в последнем случае ребенок может бояться звука бытовых приборов, безобидных животных или чего-либо еще, что не относится взрослыми к разряду пугающего. При этом у дошкольника возникают навязчивые состояния, энурез, тики или другие невротические проявления.

Существует понятие возрастных страхов, которые в норме появляются у каждого человека, находящегося на том или ином этапе развития, и носят временный характер. В дошкольном возрасте ведущим страхом является страх смерти — своей или родителей. Его появление свидетельствует об осознании ребенком необратимости происходящих в жизни изменений, неизбежности смерти или переживания утраты.

Другими самыми распространенными фобиями являются следующие: страх крови, уколов, боли, темноты, войн, стихийных бедствий, высоты, глубины, животных и насекомых, персонажей сказок или фильмов ужасов. Основной мотивацией таких страхов является угроза жизни в том или ином виде, а инстинкт самосохранения у детей действует отлично. В норме подобные страхи со временем проходят, но если они тяжело переживаются ребенком, это свидетельствует об определенном неблагополучии в его развитии. При повышенном беспокойстве родителей для выявления нормы или патологии в эмоциональном состоянии ребенка желательно обратиться к компетентному психологу.

   Родителям не следует забывать, что маленький ребенок создает в своем воображении сказочный мир, где действуют иные законы, а предметы обладают магическими свойствами. Этот этап развития мышления так и называют — магический. Приписывание различным объектам пугающих свойств может приводить малыша в ужас. Поэтому, чем бы ни был вызван страх дошкольника и как бы он ни проявлялся, взрослые всегда должны серьезно и с уважением относиться к любым реакциям ребенка.

Причины тревожного поведения

   В основе любого поведения и реакции находится конкретная причина. Повышенная тревожность у детей дошкольного возраста может быть вызвана следующими факторами:

1. Реальный случай. Страх и тревожность могут иметь конкретную основу в виде определенной ситуации, случившейся с ребенком. Например, укусила собака, потерялся и теперь боится расставаться с мамой и т.п. Страх повторения подобного случая мешает дошкольнику свободно действовать в ряде ситуаций. Как правило, такие страхи легко поддаются коррекции. Однако у малышей с повышенной мнительностью и тревожностью они могут длиться в течение продолжительного периода времени.

2. Напряженная атмосфера в семье. Ребенок очень чутко реагирует и на подсознательном уровне улавливает конфликтные отношения между близкими людьми. Часто он винит себя в ссорах родителей и тревожится, как сделать так, чтобы они помирились. 3. Конфликты со сверстниками. Малыш, посещающий детский сад или развивающие секции, может столкнуться с насмешками или обидными действиями со стороны детского коллектива. В этом случае ребенок может начать бояться посещения подобных мест.

4. Запугивания, внушения со стороны взрослых, постоянные предупреждения об опасности. В результате ребенок начинает бояться активных действий, медицинского персонала, людей в форме и т.д. Такие страхи детей относятся к разряду надуманных, однако очень прочно закрепляются в сознании дошкольника. Внушенный страх в дальнейшем может преследовать человека на протяжении всей жизни.

5. Бурная фантазия также способствует возникновению тревожности у дошкольников. Дети часто сами выдумывают страшные ситуации. Так, в темноте обычные вещи превращаются в пугающих существ, а в ванной живет монстр, который засасывает все в свою пучину. Одни дети через некоторое время легко забывают об этом, а для других подобные ситуации являются источником постоянного стресса.

6. К страхам может приводить и неоправданная строгость родителей в отношениях с детьми, чрезмерная требовательность, физические наказания, игнорирование чувства собственного достоинства ребенка. В результате вырастает мнительный и неуверенный в себе человек.

7. Расстройства психики. Неадекватная тревожность в дошкольном возрасте может выступать симптомом невроза, когда у ребенка возникают приступы паники или возникают страхи, не соответствующие возрасту. Для быстрого и эффективного преодоления тревожности у дошкольников важно понимать, какие именно факторы привели к ее возникновению.

   Определить конкретную причину, вызвавшую страх, поможет диагностическое обследование на приеме у психолога или коррекционного педагога. Специалист скорректирует поведение малыша и даст рекомендации по гармонизации его душевного состояния.

Способы преодоления страхов

   Методы коррекции детских страхов у дошкольников могут быть самыми разнообразными — от простого проговаривания и рисования до проигрывания ситуаций и реального взаимодействия с пугающим объектом.

Поскольку дети часто выражают свое эмоциональное состояние при помощи рисования, коррекция страхов посредством рисунков является весьма эффективной. Изображение пугающего объекта часто приводит к снижению тревожности у дошкольников. Важно, чтобы в процессе рисования рядом с ребенком находился подбадривающий его взрослый, оказывающий поддержку и защиту. Если малыш отказывается рисовать, не стоит настаивать, лучше на время отложить это занятие и обратиться к другим методам коррекции.

Нарисовать страх, значит, непосредственно с ним соприкоснуться, что часто очень волнующе для ребенка. С другой стороны, актуализация пугающего объекта и его условное изображение приводят к снижению напряжения, а появляющийся в процессе рисования интерес со временем замещает собой все негативные эмоции.

   Упражнения на снятие тревожности у дошкольников могут включать в себя обучение методам релаксации с целью снятия мышечного напряжения, придумывание сказочных историй про страх, инсценировка их с помощью различных игрушек. На помощь может прийти вышеупомянутое магическое мышление, которое в норме призвано снизить тревогу. Родителям можно попробовать вместе с ребенком подумать, чего не хватает страху, почему он так себя ведет, наделить пугающий объект привлекательными чертами и т.п. В дополнение с телесными играми это поможет преодолеть боязнь и гармонизировать эмоциональное состояние дошкольника.

   Тревога и страх во многом зависят от душевного состояния ребенка в данный момент. Родителям нужно уметь успокаивать малыша, не оставлять без внимания жалобы, понимать и с уважением относиться к его реакциям на что-либо. Спокойный тон голоса, авторитетное разъяснение, твердая уверенность взрослого развеют тревожные ожидания ребенка. Создание доверительной и поддерживающей атмосферы в семье поможет дошкольнику не загонять страх внутрь, а спокойно обсудить его с близкими. Озвучивание пугающей ситуации уже само по себе снижает напряжение. Именно такой подход лежит в основе воспитания уверенной в себе личности.

 

 

 

Дистанционная консультация:  "Как справиться с детскими капризами?"

                                                                                  Составили педагоги-психологи

                                                                                          Волокитина А.Ю.

                                                                                              Шишкина В.Ю.

 

7  золотых правил (памятка для родителей)

Если ребенок не болен, то почти всегда причина его капризов – мы сами. Не уделили достаточно внимания, были непоследовательны, слишком строги или, наоборот, слишком мягки. Подобрать ключ к решению этой проблемы легко.

 

1. Переключить внимание ребенка

Этот классический и, пожалуй, самый простой способ из имеющихся. Причем он отлично работает как с совсем маленькими, так и с детьми постарше. Можно попросить ребенка что-то принести, задать ему неожиданный вопрос. Переключить внимание только начавшего капризничать карапуза очень просто. Можно просто воскликнуть «Ой, смотри какая (лошадка, птичка, собачка)…»! Это подойдет для совсем маленьких. Но чем малыш старше, тем изощрённее должно быть отвлечение. Придется подключить всю свою фантазию и, возможно, придется сходу сочинить сказочную историю.

Кстати, отлично работают сказочные персонажи и перчаточные куклы. Если вы не можете успокоить ребенка сами, это легко сможет сделать сказочный персонаж за вас.

У нас в детском центре была замечательная история. На наши развивающие занятия ходил мальчик-аутист. Специфика таких деток в том, что они трудно идут на контакт с другими людьми. Дома из игрушек у него были только машинки. И вот как-то мы обсудили с ними идею использовать перчаточную куклу как посредника между реальным миром взрослых и его миром. Родители находчиво взяли дома простую коробку, нарисовали на ней глазки и ротик и назвали ее Мистер Коробка. И вот когда они надели коробку на руку, произошло чудо. Ребенок подружился с ней, разговаривал с ней как с живой.

Тот же принцип сказочного посредника легко применим и с обычными детками, когда они начинает капризничать.

2. Не «кормить» капризы

Нужно перестать выполнять желания ребенка, высказанные капризным тоном. Тем не менее, ребенку нужно дать понять, что вы поняли, чего он хочет, и объяснили, что собираетесь предпринять по этому поводу. Если вы ничего не собираетесь предпринимать, то об этом тоже нужно обязательно сообщить и разъяснить причину. Например: «Я понимаю, что ты устал и очень сочувствую тебе. Но до дома идти еще два квартала, а коляски у нас нет. Так что придется идти пешком. Я совершенно уверена в том, что ты сможешь дойти».

Самой распространенной ошибкой, особенно у наших любимых бабушек, является подбор вариантов для капризничающего ребенка. Они сами преподносят ему идеи для капризного поведения: «Ты устал? Может, у тебя головка болит? А может, животик? А может, тебя бабушка обидела? Обидела тебя бабушка, да? Или ты пироженку хочешь?» Вот тут начинается самое веселое. Ребенок с радостью поддержит все предложенные бабушкой варианты. Он вам придумает, и где, и как сильно у него болит, и что это именно бабушка его обидела, а пироженка – это как раз то самое, о чем он так долго мечтал.

3. Научить выражать чувства словами

Для этого есть один-единственный способ — родители сами должны говорить о своих чувствах в присутствии ребенка. Если мама пришла домой в плохом настроении, уставшая, на вопрос ребенка не стоит отвечать: «Все нормально». Будет лучше, если мама скажет: «Ты знаешь, у меня сегодня были неприятности на работе, поэтому у меня не очень хорошее настроение». Тогда малышу будет понятно настроение мамы. И он сам будет учиться выражать свое состояние в словах.

Уже почти с года можно пытаться озвучивать эмоции, которые испытывает ваш ребенок: «Даша злится, потому что не получается собрать пирамидку», «Маша сердится, потому что она хочет читать книжку, а мама сейчас варит суп и не может почитать». Выразив эмоцию ребенка словами, стоит помочь ему справиться с ней: «Давай построим пирамидку вместе» или «Я закончу варить суп и обязательно тебе почитаю». Только в этом случае не забудьте выполнить свое обещание.

4. Договориться о едином стиле воспитания

Если мама что-то разрешает, а папа это же самое запрещает категорически, а у бабушки все зависит от настроения, а у дедушки — от состояния здоровья, вот тогда и рождаются классические капризы.

«Плюрализм» в вопросах воспитания в одной семье – одна из основных причин детских капризов. Придется сесть за «стол переговоров» и договориться о правилах всем членам семьи, а потом стараться неукоснительно их выполнять. Если вы сами не договоритесь, ребенок будет выбирать ту позицию, которая ему комфортнее и выгоднее. Но если выработается единая система правил, это упростит жизнь сразу всей семье.

5. Быть последовательными

Если мама в хорошем настроении разрешает ребенку, играючи, покусывать себя или пощипывать, и при этом смеется – это разрешительное поведение. В следующий раз, если он ее укусит или ущипнет, а она окажется в плохом настроении, она его отругает. Ребенок такого не понимает. Для него будет загадкой, почему так произошло и в чем разница между этими двумя случаями. У него нет объяснений, почему и по каким причинам его шалости сначала смешили маму, а теперь вызывают негодование. Поэтому старайтесь, чтобы ваши действия были последовательными и понятными ребенку.

«Нельзя» должно быть всегда «нельзя». Без вариантов. А если уж позволили, то до конца вытерпите все последствия. Если вы раз, запретив, уступили, ждите новых капризов при каждом последующем запрете.

6. Перевести все в шутку

С детьми ближе к трем годам и старше можно попробовать разрядить ситуацию с помощью шутки. Если малыш рассмеется, вряд ли он начнет капризничать снова. Одна няня, например, когда ребенок начинал капризничать и хныкать, брала с самым серьезным видом ложку и начинала собирать с личика слезинки, пробовать на вкус, предлагала малышу. Малышу становилось смешно и ситуация разрешалась.

Если ребенок отмахивается от вас как от назойливой мухи, начните тоже гипертрофированно махать руками, но весело, задорно: «Давай вместе прогоним наше плохое настроение». Ребенок переключится и каприз сойдет на нет.

7. Уделить больше внимания

Пожалуй, максимум внимания ребенок получает в первый год жизни. Но оно требуется не только малышам, но и старшим дошкольникам, и младшим школьникам. Особенно это важно в кризисные годы – в три и в семь лет. А еще тогда, когда появляются младшие сестры и братья.

Для маленького ребенка появление в доме еще одного малыша – сильнейший стресс. Как бы вы ему ни объясняли, что потом все будет замечательно, что они будут вместе играть и дружить, сначала это не так. Появился человечек, играть с которым нельзя, а вот забот и родительского внимания он требует много. Тем более что до этого вся любовь и забота родителей полностью принадлежали старшему ребенку. Плач и капризы становятся для ребенка основным способом позвать к себе родителей, обратить на себя их внимание.

В этом случае можно постараться другому члену семье, тоже близкому ребенку, уделять ему больше внимания. Когда я была маленькой, мои родители решали эту проблему так. Папа брал мою старшую сестру «на себя» – уводил ее гулять, читал ей, уделял ей 100% своего внимание. В это время мной занималась мама.

Но ребенку важно и мамино внимание. Старшего можно привлекать к уходу за младшим – принести полотенце, памперс, включить карусель, принести погремушку. Если это ему не нравиться, не настаивайте. Предложите ему лучше совместные занятия с мамой в готовке, уборке. Он может почистить морковь, вытереть пыль, сервировать стол. И не забывайте просто его обнять и приласкать.

  

 Предупреждение истерик:

1.     Правильный режим дня: прогулка, кормление, сон, игра.

2.     Полноценный сон.

3.     Если изменения в режиме – предупредить ребенка.

4.     Не допускать больше одного раздражители в день.

5.     Пресекать выражение недовольства.

Как остановить истерику:

НЕ ЗАПУГИВАТЬ                             НЕЗАДАБРИВАТЬ

1.     Предупреждение

2.     Сказать о последствиях

3.     Наказание ( НЕ ФИЗИЧЕСКОЕ)

НЕТ СЛУШАТЕЛЕЙ – НЕТ ИСТЕРИКИ

Три правила родителей:

1.     Сказанное «нет» ни при каких обстоятельствах не превращается в «да»!

2.     Понятие «нет» становиться неизменным! Везде и всегда!

3.     Единство всей семьи в воспитании ребенка!

 

 

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"